1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Нет ни учета собственности, ни порядка ее оценки

Имущество и имущественные права, находящиеся в муниципальной собственности, относятся к главным составляющим экономической основы муниципальных образований. Но до сих пор, по заключению Счетной палаты Российской Федерации, законодательно не урегулированы отдельные вопросы по разграничению и перераспределению муниципальной собственности, а также по учету муниципального имущества.

Были ваши — стали наши

Собственность муниципальных образований формируется главным образом и прежде всего за счет перераспределения и разграничения государственного и муниципального имущества. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную принимают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия собственника имущества. Конечно, при условии, что иное не установлено Правительством РФ. Аналогичный порядок действует и на региональном уровне.

В настоящее время балансовая стоимость имущества, переданного в собственность муниципальных образований из государственной собственности и собственности иных муниципальных образований, составляет 1,4 трлн руб. Это 14,4% общей стоимости всего муниципального имущества.

В целом балансовая стоимость имущества, находящегося в муниципальной собственности, по имеющимся данным из 77 субъектов Федерации, превышает 9,5 трлн руб. По сравнению с аналогичным показателем 2007 г. сумма увеличилась в два раза.

От эффективности управления муниципальным имуществом напрямую зависит эффективность деятельности органа местного самоуправления.

Всяк по-своему справляется

Проведенный Счетной палатой РФ анализ информации, представленной субъектами Фе­дерации, показал, что и со вступлением в этом году в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131ФЗ «О местном самоуправлении» не решены проблемы, препятствующие эффективному управлению муниципальной собственностью. Одна из них — ненадлежащий порядок учета муниципального имущества.

Так, в нарушение ст. 50 названного закона не согласован в окончательном виде список вопросов местного значения, которые должны решать муниципалитеты, и перечень муниципального имущества, закрепленного за муниципальными образованиями. Кроме того, на федеральном уровне не принят законодательный акт, который устанавливал бы особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности. Не утвержден и порядок учета муниципального имущества.

Все это не позволяет организовать систему контроля за распоряжением муниципальным имуществом органами местного самоуправления, которые в соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ регулируют управление муниципальной собственностью и учет муниципального имущества внутренними нормативными правовыми актами.

Актуальными остаются вопросы оформления собственности на земельные участки, государственной кадастровой оценки земли, формирования электронной базы для обеспечения налоговых органов сведениями для начисления земельного налога.

Таким образом, создаются предпосылки для злоупотреблений, связанных с отчуждением муниципального имущества, в том числе его незаконной приватизацией. В 2008 г. МВД России обнаружило многочисленные факты незаконного завладения имуществом муниципальных образований в Калининградской, Кировской, Мурманской, Псковской, Свердловской областях. Например, муниципальное имущество реализовывалось без проведения конкурсов, аукционов по заниженной оценочной стоимости или через механизм погашения фиктивно созданной кредиторской задолженности путем распродажи по остаточной стоимости.

Все это в комплексе препятствует экономическому становлению местного самоуправления в России.

Нет денег? Продлить срок!

В связи с отсутствием в местных бюджетах денежных средств на оформление права собственности на недвижимое имущество и земельные участки проблема оформления собственности на них остается одной из наиболее острых.

Предположим, всем муниципальным образованиям Воронежской области на эти цели необходимо не менее 377,8 млн руб. А реально в местные бюджеты на 2008 г. было заложено менее 2% требуемой суммы.

Практически во всех сельских поселениях Амурской области не начисляются земельный налог и налог на имущество физических лиц. Причина банальна и проста. Жилой фонд в них раньше принадлежал совхозам и колхозам. Их теперь нет, а граждане не стали оформлять право на жилье, поскольку процедура оформления слишком долгая и недешевая.

В Волгоградской области муниципальные органы не получают сведения о совершенных сделках с недвижимостью, расположенной на тех земельных участках, которые предоставлены в аренду. Как и на Дальнем Востоке, это влечет потери в доходную часть местных бюджетов.

Вопросы, связанные с оформлением собственности на земельные участки разного назначения, государственной кадастровой оценкой земли, формированием электронной базы для обеспечения налоговых органов сведениями для начисления земельного налога, не решаются. Причина — отсутствие нормативноправовых актов по оценке кадастровой стоимости объектов недвижимости, срокам оформления права собственности на земельный участок, праву собственности на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке.

В такой ситуации федеральная власть вынуждена была продлить до 1 января 2012 г. срок окончания процедур отчуждения или перепрофилирования муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности.

А тем временем в недрах Государственной Думы РФ зреет законопроект, предусматривающий возможность передавать в муниципальную собственность недвижимость и другое имущество, отчуждаемое из федеральной собственности и собственности субъекта Федерации, с целью государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.