Об НДПИ при переходе права пользования участками недр в результате реорганизации юрлица

Министерство финансов РФ письмо от 25.08.2021 № 03-06-05-01/68465
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой политики, рассмотрев интернет-обращение от 12.08.2021 о представлении разъяснения по вопросу исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых в связи с письмом ООО от 09.10.2020, сообщает.

В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 336 Кодекса).

При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен весь комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь), предусмотренный техническим проектом разработки месторождения соответствующего полезного ископаемого.

В случае реализации и (или) использования минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде (пункты 7 и 8 статьи 339 Кодекса).

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая удостоверяет право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Следовательно, плательщиком НДПИ является недропользователь, владеющий лицензией на пользование недрами.

В случае реорганизации юридического лица в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 17.1 Закона о недрах, право пользования недрами переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности.

При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.

В силу статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами.

Таким образом, новая организация становится пользователем недр и, соответственно, плательщиком НДПИ с даты государственной регистрации переоформленной лицензии на пользование недрами.

Определение налоговой базы по НДПИ, а также исчисление суммы данного налога и представление налоговой декларации по НДПИ прежним владельцем лицензии на пользование недрами осуществляются до даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами на нового пользователя недр, а новым пользователем недр - с даты государственной регистрации переоформленной лицензии на пользование недрами.

При этом, учитывая, что налоговым периодом по НДПИ, по окончании которого осуществляются исчисление и уплата НДПИ, является месяц, необходимо иметь в виду, что определение налогового периода, по окончании которого осуществляются исчисление и уплата НДПИ при создании, ликвидации, реорганизации организации, осуществляется с учетом положений пунктов 3.3 и 3.4 статьи 55 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ