О бухучете и налоге на имущество организаций в отношении недвижимости, переданной (полученной) в аренду

Министерство финансов РФ письмо от 24.08.2021 № 03-05-05-01/68086
| официальная переписка | печать

Департаментом налоговой политики рассмотрены письма от 23.07.2021 по вопросам применения отдельных положений главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.

1. По вопросам применения Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н (далее - ФСБУ 25/2018), в целях обложения налогом на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 статьи 374 Кодекса недвижимого имущества, переданного (полученного) в операционную или финансовую аренду (лизинг), а также законодательном урегулировании данного вопроса

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 применяется организациями (арендодателями и арендаторами), и каждая сторона договора аренды ведет бухгалтерский учет самостоятельно в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В зависимости от вида аренды (операционная или неоперационная (финансовая) аренда), условий договора аренды (срока аренды, перехода права собственности на предмет аренды и др.) предмет аренды может учитываться на балансе арендодателя в качестве основных средств или инвестиционного имущества, а у арендатора - в качестве права пользования активом. В отдельных случаях (пункты 11 и 12 ФСБУ 25/2018) арендатор может не признавать предмет аренды в качестве права пользования активом.

При этом согласно пункту 10 ФСБУ 25/2018 организация-арендатор должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих по характеру использования активов (незавершенных капитальных вложений, основных средств и других) с учетом особенностей, установленных данным Стандартом.

Таким образом, актив в форме права пользования объектом основных средств в бухгалтерском балансе арендатора может отражаться в составе основных средств. При этом объект аренды может быть одновременно отражен в составе основных средств в бухгалтерском балансе арендатора и арендодателя.

В этой связи, по мнению Департамента, если объект недвижимого имущества, полученный в аренду, учитывается на балансе арендатора в составе основных средств, то арендатор признается налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении этого объекта недвижимого имущества, а если объект недвижимого имущества, переданный в аренду, учитывается в составе основных средств на балансе арендодателя, то налогоплательщиком признается арендодатель.

В случае если объект недвижимого имущества (объект аренды) учитывается одновременно в бухгалтерском балансе как у арендодателя, так и у арендатора, в целях исключения двойного налогообложения налог на имущество организаций в отношении данного объекта уплачивается арендодателем (собственником).

В настоящее время в Минфине России рассматривается вопрос о внесении изменений в главу 30 «Налог на имущество организаций» в части признания налогоплательщиком по налогу на имущество организаций организации-арендодателя.

2. По вопросу исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса при применении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н

Пунктами 1 и 3 статьи 375 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Таким образом, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется исходя из установленных правил по ведению бухгалтерского учета основных средств.

По мнению Департамента, исходя из ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (в том числе пункты 13, 15, 24, 25) при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций остаточная стоимость объектов недвижимости, учтенных на балансе в качестве основных средств, определяется исходя из их первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения, с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением объектов основных средств, и результатов проведенной переоценки основных средств на отчетную дату (переоцененной стоимости).

3. По вопросу предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организаций по пункту 11 статьи 381 Кодекса в отношении переходно-скоростных полос (далее - ПСП)

Пунктом 11 статьи 381 Кодекса установлено, что освобождаются от обложения налогом на имущество организаций организации - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. При этом также определено, что перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504.

Вопрос отнесения объектов недвижимого имущества к федеральным дорогам общего пользования и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, относится к компетенции Минтранса России.

Минтранс России (письмо от 29.02.2016 № 02-02/2425-ИС) сообщил, что ПСП, обеспечивающие деятельность объектов дорожного сервиса (в том числе АЗС) и находящиеся на балансе собственников (владельцев) этих объектов, не являются неотъемлемой технологической частью федеральных автомобильных дорог общего пользования.

С учетом мнения Минтранса России полагаем, что налоговая льгота по пункту 11 статьи 381 Кодекса не применяется в отношении ПСП объектов дорожного сервиса, находящихся на балансе собственников (владельцев) этих объектов.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам, имеют информационно-разъяснительный характер и не могут рассматриваться как имеющие общеобязательный характер для налогоплательщиков и налоговых органов, в связи с чем не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этом письме.

 

Директор Департамента

Д.В.ВОЛКОВ