1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 25

Комментарий эксперта (Арам Татоян, Управляющий партнер Reasons Law Firm, юрист в сфере IP, IT и Data Privacy)

С 01.09.2021 вступит в силу Приказ Роскомнадзора № 18 об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

Следует различать обработку персональных данных (сбор, систематизация, накопление и др.) и распространение. Распространение отличается от всех остальных видов обработки (в том числе от предоставления) неопределенным кругом получателей. Примером распространения персональных данных может быть опубликование на сайте рекламы с данными сотрудника (контактами, ФИО, фото). Требования, предусмотренные Приказом Роскомнадзора № 18, необходимо соблюдать в случае распространения персональных данных неопределенному кругу лиц.

В Приказе Роскомнадзора № 18 речь идет о требованиях к согласию об обработке персональных данных, разрешенных их субъектом для распространения. Это информация, к которой ее субъект предоставляет доступ неограниченному кругу лиц, давая согласие на их обработку. Такое разрешение дается конкретному оператору, другие операторы не могут использовать данные без согласия их владельца.

Если раньше получение одного согласия давало возможность распространять персональные данные и осуществлять все иные виды обработки, то теперь помимо общего согласия на обработку требуется дополнительное согласие на распространение. Случаи, когда согласие на обработку не требуется, предусмотрены в п. 2—11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ. К ним относятся случаи:

  • когда обработка необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ;

  • в связи с участием лица в судопроизводстве;

  • для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

  • для осуществления профессиональной деятельности журналиста или СМИ и др.

В отличие от общего согласия на обработку персональных данных, в новой форме указывается более подробная информация об операторе, а именно сведения об информационном ресурсе, а также условия, при которых полученные данные могут передаваться оператором. В согласии требуется указать сведения об операторе организации, об операторе — физическом лице, об операторе-гражданине, а также сведения об информационном ресурсе, где будут распространяться сведения. Такую «новую» форму согласия необходимо будет получать тем компаниям, которые собираются распространять (неопределенному кругу лиц) данные о человеке, например, на корпоративном сайте, в социальных сетях, путем публикаций в журнале. В случае если осуществляется предоставление, то есть круг лиц определен, то необходимо просто перечислить лица, которым будут передаваться данные, в согласии на обработку, то есть отдельного согласия на распространение не потребуется.

Изменения касаются тех компаний, на сайте которых есть персональные данные в открытом доступе, либо если персональные данные публикуются в печатной или иной форме. Например, социальные сети, сайты объявлений, печатные издания с объявлениями и т.д. Если на сайте компании закрытый доступ (то есть персональные данные видят только зарегистрированные лица), например, если это закрытая корпоративная сеть, если компания предоставляет персональные данные в государственных или иных публичных интересах (по вопросам безопасности государства) или оператор является государственным органом власти или органом местного самоуправления, которые распространяют персональные данные в силу своих полномочий, то такое специальное согласие на распространение не потребуется.

Ранее полученные согласия можно оставить и использовать до истечения срока их действия. Они сохранят свою силу для всех случаев обработки персональных данных, кроме распространения, для пос­леднего потребуется новое согласие субъекта. Без отдельного согласия обработка и распространение данных будут считаться незаконными.