<О применении ККТ при оказании услуг в сфере транспорта, в частности, для формирования кассового чека коррекции в целях освобождения от административной ответственности

Федеральная налоговая служба письмо от 23.03.2021 № АБ-4-20/3755@
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение ООО от 04.02.2021, сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1173 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Вместе с тем считаем возможным отметить, что целями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ) являются обеспечение интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечение установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 192-ФЗ) обязанность по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов для организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта установлена с 01.07.2019.

Из указанного следует, что соответствующие организации и индивидуальные предприниматели с июля 2018 года обязаны были принять все необходимые меры для исполнения требований Федерального закона № 54-ФЗ, а именно обеспечить применение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с вышеуказанной даты.

При этом в целях поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта на законодательном уровне был закреплен мораторий на применение штрафных санкций, связанных с неприменением контрольно-кассовой техники.

Таким образом, при осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой техники до 01.10.2020 к соответствующим организациям и индивидуальным предпринимателям не применяются именно штрафные санкции.

Учитывая изложенное, организациям и индивидуальным предпринимателям в сфере транспорта на законодательном уровне была предоставлена возможность плавного и поэтапного перехода на новый порядок применения контрольно-кассовой техники.

Также в целях снижения издержек организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта Федеральным законом № 192-ФЗ предусмотрена возможность применения одной единицы контрольно-кассовой техники вне места совершения расчетов, с помощью которой возможно осуществление фискализации расчетов на всех принадлежащих таким организациям и индивидуальным предпринимателям транспортных средствах.

Кроме того, Федеральным законом № 54-ФЗ предусмотрена возможность отказа от печати кассового чека на бумажном носителе посредством предоставления кассового чека путем отражения QR-кода на дисплее компьютерного устройства (валидаторе) или печати QR-кода на проездном билете (пункты 5.8 и 3.1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Согласно пункту 2.1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, пользователем может быть сформирован один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством Российской Федерации (но не позднее десяти календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.

Учитывая изложенное, при зачете аванса (предоплаты) за услуги в сфере перевозки пассажиров, багажа пользователем контрольно-кассовой техники может быть сформирован один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных за расчетный период, но не позднее десяти календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода.

При этом обращается внимание, что пользователь контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в виде предварительной оплаты и (или) авансов за услуги в сфере перевозки пассажиров обязан формировать и выдавать (направлять) кассовый чек (бланк строгой отчетности) покупателю (клиенту) по каждому такому расчету.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ кассовый чек коррекции формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению контрольно-кассовой техники в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения контрольно-кассовой техники либо в случае применения контрольно-кассовой техники с нарушением требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

При этом законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники не устанавливает обязанность пользователя осуществлять корректировку расчетов с использованием той единицы контрольно-кассовой техники, которая ранее не была применена либо при применении которой был совершен некорректный расчет.

Согласно примечаниям к статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 указанной статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Учитывая изложенное, пользователю при формировании кассового чека коррекции в целях освобождения от административной ответственности необходимо обеспечить достаточность сведений в таком кассовом чеке коррекции, позволяющих точно идентифицировать конкретный расчет, в отношении которого применяется корректировка, например, в форме указания фискального признака документа, ранее некорректно сформированного с применением контрольно-кассовой техники (в том числе с применением иной единицы контрольно-кассовой техники).

При этом в случае формирования кассового чека коррекции в отношении расчета, ранее произведенного без применения контрольно-кассовой техники, такой фискальный документ должен содержать (помимо обязательных реквизитов самого кассового чека коррекции) реквизиты, соответствующие расчету, который был произведен без применения контрольно-кассовой техники (дата, наименование товара, работы, услуги, адрес расчета и другие реквизиты предусмотренные приказом ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию»).

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

 

Государственный советник

Российской Федерации

3 класса

А.В. БУДАРИН