Можно ли зарегистрировать аббревиатуру в качестве товарного знака?

| консультации | печать
Месяц назад мы с партнером зарегистрировали ООО и открыли несколько автомастерских. Придумали название. Оно состоит из сочетания нескольких букв: первые две составляют аббревиатуру нашего фирменного наименования, третья  указывает на город, в котором мы ведем свой бизнес (первая буква названия города). Получилось достаточно звучное и запоминающееся сочетание букв. Можем ли мы зарегистрировать получившееся сочетание букв в качестве товарного знака? Не хотелось бы, чтобы его использовали конкуренты.

Согласно п. 1 ст. 1483 ГК РФ в качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы обозначения, не обладающие различительной способностью. Товарный знак не обязательно должен обладать какой-либо лингвистической или художественной оригинальностью. Важно лишь, чтобы обозначение могло определять товары (услуги), в качестве происходящих от конкретного производителя, и, как следствие, разграничивать их с товарами иных субъектов. Оценивается общее впечатление, которое товарный знак производит на потребителей.

Согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 20.07.2015 № 482 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков….» к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся в том числе отдельные буквы и сочетания букв. Таким образом, по общему правилу, аббревиатура не может быть зарегистрирована в качестве товарного знака.

В российской судебной практике распространены случаи отказа в регистрации (признании регистрации недействительной) обозначений, представляющих собой сочетание нескольких букв. Так, например, в одном деле Суд по интеллектуальным правам поддержал вывод Роспатента о невозможности регистрации в качестве товарного знака обозначения СКН в отношении товаров 9, 14, 18, 25-го и услуг 35-го классов МКТУ как не имеющего характерного графического исполнения и словесного характера. При этом суд отклонил довод заявителя о том, что спорное обозначение не является слишком простым и из-за этого ему должна быть предоставлена правовая охрана (постановление Президиума СИП РФ от 05.05.2015 № С01-300/2015 по делу № СИП-959/2014).

Здесь возникает вопрос, можно ли как-то преодолеть возможные возражения Роспатента, связанные с тем, что соответствующие обозначения представляют собой набор букв и потому не обладают различительной способностью.

Возможны различные варианты.

Во-первых, можно попытаться доказать, что заявленная на регистрацию аббревиатура приобрела различительную способность в отношении товаров (услуг) заявителя.

Так, например, Роспатент зарегистрировал товарный знак «ПСБ» в отношении услуг 36-го класса МКТУ (действующий и предыдущий правообладатели знака — ОАО «Промсвязьбанк» и ОАО «Банк ВТБ»). Предоставление правовой охраны товарного знака по причине отсутствия у него различительной способности попыталось оспорить ОАО «Платежный сервисный банк». Однако Суд по интеллектуальным правам отказал в удовлетворении заявленного требования. Как он при этом отметил, «на протяжении пяти лет до даты приоритета оспариваемого товарного знака первоначальный правообладатель — ОАО „Промышленно-строительный банк“ — активно использовал на своем сайте по адресу: www.icbank.ru оба составляющих элемента товарного знака по свидетельству Российской Федерации № 338585, а именно буквы „ПСБ“ в сочетании с изобразительным элементом из ломаных линий.

<….> Материалами заявки и дополнительно представленными в суд документами подтверждается длительное и интенсивное использование правообладателем на территории Российской Федерации словесного элемента „ПСБ“, и в результате такого использования входящий в состав оспариваемого товарного знака указанный словесный элемент приобрел различительную способность» (решение Суда по интеллектуальным правам от 20.11.2014 по делу № СИП-633/2014).

Именно по причине приобретенной различительной способности в качестве товарных знаков были зарегистрированы на территории Российской Федерации в том числе такие аббревиатуры, как BMW (Bayerische Motoren Werke AG); ГУМ (Главный Универсальный Магазин); МТС (Мобильные Телефонные Системы) и т.п.

Между тем, учитывая, что вы начали свой бизнес недавно, вам будет сложно доказать, что ваше обозначение приобрело различительную способность.

Есть и другой вариант — заявленное на регистрацию обозначение должно содержать не только аббревиатуру, но и ее расшифровку. Так, например, ООО «ПироХимика-Центр» был зарегистрирован в отношении товаров (услуг) 01, 09 и 42-го классов МКТУ товарный знак


«Габриелл Студио, Инк.» был зарегистрирован товарный знак


Вы вполне можете пойти именно по этому пути: подать на регистрацию товарный знак, представляющий собой аббревиатуру из трех букв с расшифровкой: указанием на фирменное наименование и город.

Еще один доступный вам вариант — подать заявку не на словесный товарный знак, состоящий из аббревиатуры, а комбинированный. Предложенный вами набор букв может быть выполнен в оригинальной графической манере, цветовом решении, дополнен изображением.

Например, компания «СиДжей ИэндЭм Корпорейшен» зарегистрировала в отношении 38-го класса МКТУ товарный знак


А ЗАО «Солнечногорский электромеханический завод» зарегистрировал комбинированное обозначение, включающее в себя аббревиатуру СЭМЗ и расшифровку «Солнечногорский электромеханический завод»