О представлении в налоговый орган доверенности

Федеральная налоговая служба письмо от 07.08.2017 № АС-4-6/15495@
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ООО, сообщает следующее.

По вопросу 1 об обязательности представления доверенности на бумажном носителе при направлении налоговой декларации в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи, если ранее налогоплательщиком был направлен сканированный образ доверенности, имеется позиция ФНС России, изложенная в пункте 1 письма ФНС России от 06.09.2016 № ОА-4-17/16629@.

Указанная позиция подтверждается и судебной практикой по данному вопросу (постановление Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 28.11.2016 по делу № А56-16750/2016; постановление Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 16.08.2016 по делу № А56-76951/2015).

По вопросу 2 о легитимности направленного в налоговый орган уполномоченным представителем скан-образа доверенности, выданной ему налогоплательщиком, заверенного собственной усиленной квалифицированной электронной подписью, сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) «в случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа», а также «документы, подтверждающие полномочия указанных в настоящем пункте уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий».

В соответствии со статьей 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на основании доверенности.

В силу правовой природы института представительства именно доверитель посредством соответствующих волеизъявлений (в том числе путем выдачи доверенности) определяет действия представителя, а не наоборот. В этой связи скан-образ такой доверенности только предполагает наличие у лица статуса представителя.

Таким образом, учитывая, что у налогового органа отсутствует информация о волеизъявлении доверителя-налогоплательщика на представление документов в налоговый орган, при направлении скан-образов доверенности в налоговый орган требуется усиленная квалифицированная электронная подпись доверителя.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
С.Н. Андрющенко