О представлении декларации по земельному налогу в отношении земельных участков, полученных АО в результате преобразования ФГУП

Федеральная налоговая служба письмо от 28.04.2017 № БС-4-21/8209@
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу о порядке представления налоговой декларации по земельному налогу организацией, созданной в результате реорганизации в форме преобразования, и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Кодекса.

На основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица.

В силу статьи 58 и пункта 3 статьи 268 Гражданского кодекса при реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (пункт 9 статьи 50 Кодекса).

Поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследования) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 Кодекса, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся налогоплательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.

Данная позиция находит отражение в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54.

В соответствии с пунктом 1 статьи 398 Кодекса налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.

При этом на основании пункта 4 статьи 80 Кодекса налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме.

Согласно Порядку заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденному приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@, при представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником налоговой декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) в Титульном листе (в верхней его части) указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В реквизите «налогоплательщик» указывается наименование реорганизованной организации.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом (пункт 1 статьи 83 Кодекса).

Постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, а также российской организации, реорганизованной в форме присоединения, в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной (присоединенной) организации, осуществляется на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 5.2 статьи 83 Кодекса).

Согласно письму ФНС России от 22.04.2015 № СА-4-14/6905@ при поступлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, о российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, либо о российской организации, реорганизованной в форме присоединения, и наличии в налоговом органе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, о действительных на момент реорганизации постановках на учет по месту нахождения недвижимого имущества российской организации, прекратившей деятельность в результате реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения, в налоговом органе по месту нахождения указанного имущества осуществляется постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, либо российской организации, реорганизованной в форме присоединения.

Российской организации присваивается соответствующий код причины постановки на учет — в 5 и 6 разрядах КПП указывается 4V в соответствии со справочником «Причины постановки на учет налогоплательщиков-организаций в налоговых органах» (СППУНО).

Датой постановки на учет по данному основанию является дата государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, либо дата прекращения деятельности присоединенного юридического лица при реорганизации российской организации в форме присоединения.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук