О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации

Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ
Принят ГД РФ: 14.06.2016
Одобрен СФ РФ: 29.06.2016
| законы | печать

Статья 1

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2003, № 22, ст. 2066; № 52, ст. 5037; 2004, № 31, ст. 3231; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 31; 2008, № 48, ст. 5519; 2009, № 29, ст. 3632; № 30, ст. 3739; 2010, № 31, ст. 4198; № 45, ст. 5752; № 48, ст. 6247; 2011, № 27, ст. 3873; № 47, ст. 6611; № 49, ст. 7014; 2012, № 27, ст. 3588; 2013, № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4081; № 40, ст. 5037; № 52, ст. 6985; 2014, № 14, ст. 1544; № 45, ст. 6157, 6158; № 48, ст. 6657; 2015, № 10, ст. 1419; 2016, № 7, ст. 920; № 18, ст. 2506) следующие изменения:

1) в абзаце первом пункта 2.1 статьи 23 слова «по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств» заменить словами «по своему выбору»;

2) в пункте 1 статьи 59:

а) подпункт 1 после слов «в соответствии с законодательством Российской Федерации» дополнить словами «, исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,»;

б) дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;»;

3) в статье 64:

а) в пункте 2.1 слова «, физическому лицу — на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание» исключить;

б) подпункты 1 и 2 пункта 5 признать утратившими силу;

в) дополнить пунктом 5.4 следующего содержания:

«5.4. При обращении в уполномоченный орган физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога представление документов, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи, не требуется.»;

4) в статье 86:

а) в пункте 2:

абзац первый после слов «Российской Федерации» дополнить словами «в электронной форме»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций могут быть запрошены налоговыми органами в банках, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса.»;

б) в пункте 3:

абзац первый дополнить новым первым предложением следующего содержания: «Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме.»;

абзац второй после слов «представления банками» дополнить словами «в электронной форме»;

5) в статье 89.1:

а) абзац четвертый пункта 2 изложить в следующей редакции:

«полное и сокращенное наименования ответственного участника, а также иных участников консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением участников, в отношении которых за соответствующий период проводится (проведен) налоговый мониторинг, с учетом положений пункта 4.1 настоящей статьи);»;

б) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

«4.1. При проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков налоговые органы не вправе проверять правильность определения полученных доходов и осуществленных расходов участником консолидированной группы налогоплательщиков за период, за который в отношении него проводится (проведен) налоговый мониторинг, за исключением следующих случаев:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение мотивированного мнения налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налога на прибыль организаций, направленного участнику консолидированной группы налогоплательщиков, указанным участником консолидированной группы налогоплательщиков. В этом случае налоговый орган вправе проверить правильность определения полученных доходов и осуществленных расходов указанным участником консолидированной группы налогоплательщиков в соответствии с мотивированным мнением налогового органа;

4) представление ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией в связи с уменьшением доходов (увеличением расходов) участником консолидированной группы налогоплательщиков, в отношении которого проводился налоговый мониторинг.»;

6) в пункте 3 статьи 93:

а) дополнить новыми абзацами третьим и четвертым следующего содержания:

«Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Лица, на которых в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме, вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом.

Форма и формат указанного уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;

б) абзацы третий и четвертый считать соответственно абзацами пятым и шестым;

7) в пункте 5 статьи 93.1:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

«Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленный срок документов (информации), вправе продлить срок представления этих документов (информации).»;

б) абзац третий дополнить предложением следующего содержания: «Указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса.»;

8) в статье 105.26:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:.

«1. Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) — организацию (далее в настоящем разделе — организация).

Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

При этом не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.»;

б) в подпункте 1 пункта 3:

слово «рублей;» заменить словом «рублей.»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.

Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), в совокупную сумму налогов, указанных в настоящем пункте, включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы;»;

в) в пункте 6:

в абзаце первом слова «служащих основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов» заменить словами «связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов»;

абзац второй изложить в следующей редакции:

«В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.»;

г) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее в настоящей главе — система внутреннего контроля) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;

9) в статье 105.27:

а) в пункте 2:

в подпункте 1 слова «по установленной форме» исключить;

дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

«4) внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.»;

б) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1. Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана информация, предусмотренная пунктом 6 статьи 105.26 настоящего Кодекса, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент информационного взаимодействия.»;

в) в абзаце первом пункта 4 слова «пунктом 2» заменить словами «пунктами 2 и 3.1»;

г) пункт 5 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

«4) несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля установленным требованиям к организации системы внутреннего контроля.»;

10) в статье 105.29:

а) абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:

«4. Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.»;

б) в пункте 5:

дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:

«Указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса.»;

абзац третий считать абзацем четвертым.

Статья 2

Абзацы третий и четвертый подпункта «д» пункта 20 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4198) признать утратившими силу.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В. Путин