Правила округления для применения льготы по НДС

| консультации | печать
Уставный капитал нашей компании полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Мы пользовались освобождением от уплаты НДС на основании подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ. Однако в ходе проверки налоговые инспекторы посчитали неправомерным использование данной льготы. Дело в том, что показатель среднесписочной численности инвалидов в нашей компании составлял 49,86%. Мы его округлили до 50%. По мнению проверяющих, правила округления в этом случае не применяются. Так ли это?

К.И. Дугровский, г. Омск

Действительно, налоговые органы считают, что для использования освобождения от уплаты НДС компания­ми, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, правила округления применяться не должны.

Такая позиция содержится в письме ФНС России от 29.03.2011 № КЕ-4-3/4902@. Отметим, данные разъяснения согласованы с Минфином России (письмо от 18.03.2011 № 03-07-15/26 ) и размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». Поэтому неудивительно, что налоговые инспекторы на местах руководствуются именно данной позицией.

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), не облагается НДС. Но чтобы воспользоваться данной льготой, необходимо выполнить два условия: среднесписочная численность инвалидов среди работников таких организаций должна составлять не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%. При этом использовать право на освобождение от НДС могут только те общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), правовое регулирование дея­тельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В Налоговом кодексе не сказано, как следует определять среднесписочную численность инвалидов и их долю в фонде оплаты труда.

По мнению специалистов ФНС России, в данном случае среднесписочную численность работников следует рассчитывать за три месяца квартала, так как налоговым периодом для НДС согласно ст. 163 НК РФ является квартал. При этом указанная величина исчисляется за каждый календарный месяц квартала (отдельно по всем работникам компании и отдельно по инвалидам). На основании полученных данных за месяц определяется доля среднесписочной численности инвалидов в общей среднесписочной численности работников организации за квартал.

Пример

Предположим, среднесписочная численность организации составляет:

— за январь 300, в том числе инвалидов 180;

— за февраль 295, в том числе инвалидов 125;

— за март 305, в том числе инвалидов 154.

Соответственно, доля среднесписочной численности инвалидов в общей среднесписочной численности работников организации будет равна 50,1% [(180 + + 125 + 154) : (300 + 295 + 305) x 100%].

Для расчета необходимых показателей налоговики рекомендовали использовать информацию либо из раздела 4 «Основания для применения пониженного тарифа» формы РСВ-1 ПФР, либо из формы № П-4 «Сведения о численнос­ти, заработной плате и движении работников». Сам расчет налоговые органы посоветовали оформлять бухгалтерской справкой с приложением вышеназванных до­кумен­тов. Только таким образом организация сможет подтвердить обос­нованность применения освобождения от обложения НДС.

При этом налоговики отметили, что при определении процентного соотношения численности инвалидов в общей численности работников компании округление нужно производить до целого числа с двумя десятичными знаками. Например, если доля инвалидов составит 49,99%, то организация не вправе применять освобождение от НДС. В аналогичном порядке рассчитывается и доля фонда оплаты труда инвалидов. Так, если фонд оплаты труда инвалидов составит 24,99%, то льгота также не применяется.

Обратите внимание: в период выхода рассматриваемых разъяснений ФНС России форма РСВ-1 ПФР была утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 № 232н, а форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» — приказом Росстата от 20.07.2010 № 256. Сейчас действуют другие формы: для расчета в ПФР применяется форма РСВ-1 ПФР (утверждена постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п), а для статистичес­кой отчетности форма № П-4 (утверждена приказом Росстата от 24.09.2014 № 580).

На наш взгляд, с приведенной позицией налоговиков можно поспорить. Дело в том, что ни ранее, ни сейчас в порядке заполнения указанных форм ничего не говорится о правилах округления показателей среднесписочной численности. А согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

К сожалению, нам не удалось найти судебных решений по рассматриваемому вопросу. Поэтом сложно предположить, на чью сторону встанут арбитры.