Учитываем программу и ее обновления

| консультации | печать
Летом этого года купили лицензию на право пользования программным обеспечением. Срок договора — пять лет. Сейчас заключили с той же компанией договор на обслуживание этой программы (обновление, техническая поддержка). Как эти операции правильно отразить в бухгалтерском учете? Можно ли эти расходы на приобретение лицензии на право пользования программой, а так же расходы на обслуживание списать в бухгалтерском учете единовременно?
Ксения Глушко, г. Орел

Стоимость лицензии на право пользования программным продуктом вы не можете в бухучете списать единовременно. Дело в том, что НМА, полученные в пользование, учитываются на забалансовом счете в оценке, определяе­мой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом если вы произвели разовый платеж на право пользования программой, то он отражается в бухучете как расходы будущих перио­дов, то есть на счете 97. Списывается он на расходы в течение срока действия договора (п. 39 ПБУ «Учет нематериальных активов»).

Что касается услуг по обновлению и технической поддержке программы, то, на наш взгляд, вы имеете право единовременно списать на расходы их стоимость. Такой подход объясняется тем, что особый порядок учета (то есть с использованием счета 97) предусмотрен только для лицензий на право пользования программным продуктом.

Поэтому расходы по договору на обновление и техническую поддержку программы учитываются в бухучете в общем порядке по правилам ПБУ 10/99 «Расходы организации». При этом расходы признаются в том отчетном перио­де, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99).