Обзор документов («Бухгалтерское приложение», № 18, 2014 г.)

| новости | печать

Письмо Минфина России от 28.04.2014 № 03-07-РЗ/19784

Финансисты разъяснили, нужно ли платить НДС с сумм вознаграждения, выплачиваемых покупателю за достижения определенного объема услуг, приобретаемых у компании-посредника, реализующей услуги третьего лица от своего имени

В комментируемом письме специалис­ты Минфина России пришли к выводу, что полученные покупателем премии за достижение определенного объема услуг не увеличивают у него налоговую базу по НДС. При этом неважно, что продавцом является компания-посредник, реализующая услуги третьего лица от своего имени.

Отметим, что логика рассуждений финансистов не нова. Именно ей руководствовался Минфин России и при решении вопроса о том, нужно ли включать в налоговую базу премии, которые выплачивает покупателю непосредственно продавец товаров (см., например, письмо Минфина России от 09.10.2013 № 03-07-11/42059). Приведем аргументацию ведомства.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются. Поэтому если соглашение, на основании которого покупателю выплачиваются суммы вознаграждения, не предусматривает оказание покупателем компании-посреднику каких-либо услуг, то суммы вознаграждения в налоговую базу по НДС не включаются.

Письмо ФНС России от 25.04.2014 № ГД-4-3/8188

Налоговики рассказали, как учитывается отрицательная суммовая разница, возникающая в связи с изменением курса валюты по долговым обязательствам

Со следующего года понятие «суммовые разницы» исчезнет из Налогового кодекса. Ну а пока оно еще присутствует в действующем законодательстве, налоговые органы дают разъяснения по вопросам учета суммовых разниц.

В комментируемом письме специалисты ФНС России отметили, что ст. 269 НК РФ установлен лишь один случай, когда по долговому обязательству, выраженному в иностранной валюте, проценты вместе с суммовыми разницами подлежат нормированию. Так поступить можно только при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях. В остальных случаях, исходя из норм НК РФ и постановления Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 № 7423/12, отрицательную суммовую разницу, возникающую в связи с изменением курса валюты в виде разницы между суммой денежных средств в рублях, полученных и возвращенных по займу, налогоплательщик вправе учитывать в полном размере.

Письмо ФНС России от 21.04.2014 № ГД-4-3/7605@

Налоговая служба обнародовала позицию Минфина России по вопросу уплаты НДС в качестве налогового агента организациями, у которых заключены договоры аренды государственного (муниципального) имущества с казенными учреждениями

Сразу скажем, что комментируемое письмо размещено на официальном сайте налогового ведомства в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». Так что налоговики на местах будут руководствоваться именно позицией, изложенной в письме.

По мнению налоговиков и Минфина России (письмо от 24.03.2014 № 03-07-15/12713), если компания заключила договор аренды с казенным учреждением и при этом объектом аренды является муниципальное имущество, то арендатор не уплачивает НДС в качестве налогового агента. Объясняется это следующим образом. По общему правилу объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров, работ,услуг (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом в п. 2 ст. 146 НК РФ приведен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения. В их число входит и выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями. Поэтому услуги, оказываемые такими учреждениями, в том числе и по предоставлению в аренду муниципального имущества, не являются объектом обложения НДС. А раз так, то и налоговые агенты не обязаны исчислять и перечислять в бюджет НДС.