Импортируемый товар сгорел при перевозке: как быть с «ввозным» НДС?

| консультации | печать
Наша компания импортирует товар на условиях FCA для его последующей реализации в РФ. В ГТД проставлена отметка таможенного органа «Выпуск разрешен». Автомобиль, на котором перевозились товары, по дороге с таможенного поста до склада загорелся. Часть груза была уничтожена пожаром. В каком размере можно принять к вычету НДС, уплаченный на таможне, при условии, что момент перехода права собственности на товар в договоре не определен?

Мы считаем, что организация вправе принять к вычету таможенный НДС, уплаченный со стоимости всей партии товара, а не только той части груза, которая осталась нетронута пожаром и фактически поступила на склад. Однако не исключено, что это приведет к разногласиям с налоговыми органами и спор придется решать в судебном порядке. Расскажем подробнее.

По общему правилу, налогоплательщик может принять к вычету суммы НДС, уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребле­ния, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления (п. 2 ст. 171 НК РФ). Вычет возможен при одновременном соблюдении ряда условий, предусмотренных в п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, а именно:

— товары приобретены для осуществления облагаемых НДС операций;

— у компании есть документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ;

— товары приняты на учет на основании соответствующих первичных документов.

Первые два условия в рассматриваемой ситуации выполнены. Разберемся с моментом принятия товаров на учет.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Из пункта 1 ст. 223 ГК РФ следует, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Пункт 1 ст. 224 ГК РФ признает под передачей вручение вещи приобретателю, а равно сдачу перевозчику для отправки приобретателю или сдачу в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки.

В вашем случае в договоре поставки не определен момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю. Вместе с тем есть оговорка, что товар импортируется на условиях FCA.

Расшифровка этого понятия приведена в Международных правилах толкования торговых терминов Инкотермс 2010 (публикация Международной торговой палаты № 715). Так, условие поставки FCA «франко-перевозчик» означает, что продавец обязан нести все риски утраты или повреждения товара до момента его поставки. При этом поставка считается выполненной:

— когда товар загружен в транспортное средство перевозчика (если пункт передачи груза находится в помещениях продавца);

— когда неотгруженный с транспортного средства продавца товар предоставлен в распоряжение перевозчика (если пункт передачи груза находится в ином месте).

Продавец обязан направить покупателю надлежащее извещение о передаче товара перевозчику и представить за свой счет в качестве доказательства поставки обычные транспортные документы (например, товарно-транспортную накладную).

Из вышесказанного следует, что риски утраты или повреждения товара перешли к вашей организации в момент, когда продавец передал его перевозчику (транспортной организации). Эта дата должна быть отражена в транспортной накладной, выписанной на имя грузополучателя. Именно на эту дату, по нашему мнению, к вашей организации перешло и право собственности на товар. Соответственно, эта же дата является моментом принятия данного товара к учету.

В таком случае получается, что возгорание автомобиля перевозчика и, соответственно, утрата части товара произошли уже после того, как он был поставлен на учет. Значит, в вашей ситуации выполнены все условия для вычета «ввозного» НДС.

Налоговики при проверке могут посчитать, что раз товар был утрачен и, соответственно, уже не может быть реализован (не может участвовать в облагаемых НДС операциях), то и вычет по нему заявить нельзя. Обратное, скорее всего, придется доказывать в суде. При этом вероятность выиграть спор достаточно высока.

Так, похожая ситуация была рассмотрена арбитрами ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 15.10.2012 № А56-165/2012. Налоговики посчитали, что организация неправомерно приняла к вычету НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров (фруктов и овощей), поскольку часть из них испортилась и не была реализована. Судьи, однако, довод инспекторов не оценили и приняли сторону компании. Аргументы были таковы. Исходя из буквального толкования положений НК РФ, основными факторами, определяющими право налогоплательщика на применение налоговых вычетов, являются приобретение товаров, принятие их к учету, а также предназначение. То обстоятельство, что часть ввезенных товаров не была в дальнейшем реализована в связи с порчей скоропортящейся продукции и ее списанием, не могло являться основанием для отказа в вычете НДС, уплаченного на таможне. Перечень оснований для восстановления НДС, указанный в п. 3 ст. 170 НК РФ, является закрытым. В нем отсутствует такое основание для восстановления налога, как списание и уничтожение ТМЦ в результате недостачи, потери, пожара, порчи. Выбытие товаров в таком случае не меняет изначальной цели их приобретения. Кроме того, реализация приобретенного товара не является в силу закона условием применения налоговых вычетов. А отсутствие возможности использовать приобретенные товары в предпринимательской деятельности по причине их утраты (порчи) не свидетельствует о неправомерности применения вычетов по НДС.