Контрагентов следует предупреждать о том, что телефонные переговоры с ними записываются

| консультации | печать
Менеджер по работе с рекламодателями производит запись телефонных переговоров с клиентами по поводу размещения рекламы у нас на сайте. В начале телефонного разговора никаких предупреждений о записи нет. Личных тем по этому телефону не обсуждают, он предназначен только для общения с контрагентами. Правомерно ли вести такую запись? Или нам нужно предупреждать о ней рекламо­дателей?

Риски вашей компании в данном случае могут быть репутационными. Имеется также и риск нарушения положений Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее — Закон об информации) и Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне) и соответствующих им неблагоприятных последствий. Однако риск при данных обстоятельствах крайне мал и связан больше не с самим фактом записи, а с разглашением информации, которая в этой записи содержится.

Обладатель секретной информации должен ее защищать

Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, в том числе разглашение лицами, не являющимися сотрудниками обладателя такой информации, установлена в ­­Законе о комммерческой тайне. Однако данный нормативный акт имеет ограниченную сферу регулирования: в ст. 1 закона сказано, что он касается сведений о ­­ноу-хау (секретах производства). ­­Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава информации принадлежит обладателю такой информации (п. 1 ст. 4 Закона о коммерческой тайне).

Если в ходе телефонных переговоров представители рекламодателя передают сотрудникам компании сведения, которые подпадают под действие Закона о коммерческой тайне, тогда ответственность возможна и за сам сбор информации — то есть запись как таковую (ст. 14 Закона о коммерческой тайне). Но для привлечения компании к ответственности необ­ходимо наличие множества условий.

Исключение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия обладателя признается мерой по охране конфиденциальности информации (п. 5 ст. 10 Закона о коммерческой тайне). Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществ­лялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания (п. 4 ст. 4 Закона о коммерчес­кой тайне). Более того, лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну (в данном случае — ваша компания), и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с ом быть привлечено к ответственности (п. 4 ст. 14).

Похожее положение содержится и в Законе об информации. ­­Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Но требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица (п. 2 ст. 17).

Таким образом, при ведении записи переговоров с рекламодателями компания не рискует, не сообщая контрагентам о ведении записи, если они не сказали о том, что раскрываемая информация относится к коммерческой или иной охраняемой тайне, или это непонятно из ее содержания (например, если речь зайдет о бюджете компании и т.д.).

Из вопроса не ясно, идет ли речь о переговорах с потенциальными рекламодателями компании или теми, с кем у нее уже есть заключенные договоры. Если письменные соглашения есть, то в них стороны в силу принципа свободы договора могли установить меры по защите информации, в том числе запрет на запись перегово­ров или просто на сбор сведений в любых формах (ст. 421 ГК РФ). При решении вопроса об аудио­записи телефонных переговоров необходимо учитывать условия таких соглашений. Если же они будут заключены уже по итогам переговоров, то следует обратить внимание, распространяются ли их положения на отношения контрагентов до подписания документа.

Разглашение полученных сведений может привести к потере партнера и санкциям

Как было сказано выше, главная опасность при ведении записи телефоных переговоров заключается в том, что эту запись можно использовать и впоследствии, разгласив содержащиеся в ней данные.

Если речь идет о сведениях, составляющих коммерческую тайну, то ответственность за их разглашение возможна вплоть до уголовной (ст. 183 УК РФ). Предусмотрена и административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (ст. 13.14 КоАП РФ). Правда, размер штрафов нельзя назвать внушительным: для граждан это 500 —1000 руб., а для должностных лиц — 4000—5000 руб. Административной ответственнос­ти для компании за совершение данного правонарушения вообще не преду­смотрено.

Для компании, которая ведет такие переговоры, на наш взгляд, важно не допустить утечки информации, при которой записи могут попасть в руки к недобросовестным лицам. Потому стоит предпринять особые меры для защиты таких сведений, это убережет в дальнейшем от возможных штрафов и выплаты компенсаций за репутационный вред.

Но, по нашему мнению, в данной ситуации самый большой вред компании может нанести потеря потенциальных или уже имеющихся партнеров, которые узнают о записи переговоров их сотрудников без их ведома. Такие «шпионские игры» могут сильно подорвать доверие рекламодателей и стать поводом к разрыву парт­нерских отношений и поиску альтернативных вариантов сотрудничества. Для минимизации риска разрыва деловых отношений вашим менеджерам лучше предупреждать о предстоящей записи разговора, а при отказе собеседника либо отказаться от нее, либо решить вопрос в письменном виде, например, посредством обмена электронными письмами.