О соблюдении процедуры истребования документов

Федеральная налоговая служба письмо от 23.12.2013 № СА-4-7/23196
| официальная переписка | печать

В целях повышения эффективности работы территориальных налоговых органов при проведении налоговых проверок, а также при представлении интересов в суде Федеральная налоговая служба доводит до сведения Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления) и Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам следующее.

Из совокупности норм права, установленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 31, пункте 6 статьи 88 и пункте 12 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), следует, что налоговые органы в ходе проведения налоговых проверок вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Согласно пункту 1 статьи 93 Кодекса, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

При осуществлении мероприятий налогового контроля, а также в случаях обжалования налогоплательщиками решений, в которых налоговыми органами, в связи с непредставлением налогоплательщиками документов, не приняты суммы вычетов по НДС, а суммы налогов, подлежащие уплате, определены в порядке, установленном подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса, территориальным налоговым органам следует учитывать складывающуюся судебную практику.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 14.07.2005 № 9-П, публично-правовая природа налоговых правонарушений и претерпевания негативных последствий их совершения предполагает, что по таким делам требуется обнаружение, выявление налоговых правонарушений, собирание доказательств. Подобного рода функции, как относящиеся к досудебным стадиям производства, по смыслу статей 10, 118, 123, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, не может выполнять суд.

В соответствии с пунктом 78 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, по общему правилу сбор и раскрытие доказательств осуществляется как налоговым органом, так и налогоплательщиком на стадии осуществления мероприятий налогового контроля и в ходе досудебного разрешения налогового спора.

Согласно выводам, изложенным в Постановлении ФАС МО от 08.10.2010 по делу № А40-94140/09-127-563 по заявлению ООО «Ньюс Аутдор» (Определением ВАС РФ от 24.01.2011 № ВАС-18555/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), Постановлении ФАС МО от 22.01.2013 по делу № А40-1690/12-115-4 по заявлению ООО «Полимикс-Центр», Постановлении ФАС МО от 07.10.2013 по делу № А40-134474/12 по заявлению ООО «Меркурий», Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 по делу № А40-169395/12 по заявлению ООО «Торговый дом «МасКа», представление налогоплательщиком в суд документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также подтверждающих право на налоговые вычеты по НДС, не является основанием для отмены решения налогового органа.

При этом, в указанных судебных актах, суды исходят из того, что налоговыми органами, при проведении налоговых проверок в полной мере соблюдена процедура истребования документов, что должно быть документально подтверждено нижеследующими фактами:

1. Требования о предоставлении документов, выставленные налогоплательщику в порядке, установленном статьей 93 Кодекса, неоднократно направлялись налоговым органом по всем имеющимся и известным ему адресам налогоплательщика и его представителей;

2. Налоговым органом предприняты меры по розыску истребуемых документов, а именно, в порядке статьи 92 Кодекса осуществлены осмотры помещений по юридическому адресу налогоплательщика, а также по адресам его обособленных подразделений;

3. Налоговым органом направлялось уполномоченному представителю налогоплательщика уведомление о вызове для дачи пояснений.

При установлении указанных фактов, суды расценивают действия налогоплательщиков, выразившиеся в неисполнении законных требований налогового органа, как воспрепятствование и противодействие проведению мероприятий налогового контроля, что исключает возможность отмены решения, вынесенного по результатам проведенной налоговой проверки.

В связи с изложенным, Федеральная налоговая служба указывает на необходимость учета при проведении налоговых проверок, а также при представлении интересов налоговых органов в судах положений, сформулированных в вышеуказанных судебных актах.

Управлениям информацию, изложенную в настоящем письме, довести до территориальных налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С. Аракелов