Правомерен ли перерасчет земельного налога за прошлые периоды?

| консультации | печать
За 2010, 2011 и 2012 гг. мною свое­временно на основании полученных от налогового органа уведомлений уплачивался земельный налог. В июле 2013 г. я получил из налоговой уведомление, в ко­тором содержится расчет (пе­ре­расчет) налога за указанные три года (по 5000 руб. за каждый год) и требование о его уплате в срок до 1 ноября 2013 г. Между тем в этом же уведомлении указано, что по состоянию на июнь 2013 г. ­задолженность по уплате земельного налога у меня отсутствует. Как мне реагировать на это уведомление? Имеет ли право налоговая делать какие-либо перерасчеты задним числом, если все их предыдущие требования по уплате налога исполнены мною в полном объеме в установленный срок, и сама налоговая отсутствие задолженности за прошлые годы признает?

Вы не должны исполнять данное уведомление. Объясним почему.

Что предъявлено, то и уплачено

Физические лица сами не рассчитывают земельный налог (п. 4 ст. 391 НК РФ). За них это делают налоговики, направляя налоговое уведомление, в котором указана сумма налога, подлежащая уплате. Само уведомление может содержать расчет налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Из текста вопроса следует, что налог на основании полученных уведомлений перечислялся вами свое­временно и в полном объеме. Таким образом, обязанность по уплате налога за 2010, 2011 и 2012 гг. вами полностью исполнена.

Когда возможен пересчет

Необходимость перерасчета земельного налога может возникнуть, если сведения, исходя из которых был произведен расчет налога, оказались ошибочными, или если органом исполнительной власти субъекта РФ были утверждены новые результаты государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды.

Налоговая база по земельному налогу определяется

налоговиками как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений, предоставляемых им органами Росреестра (п. 1 ст. 390, п. 1, 4 ст. 391 НК РФ). Данные о кадастровой стоимости содержатся в государственном кадастре недвижимости (подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42). Ошибки в кадастре могут быть двух видов: технические и кадастровые.

Техническая ошибка возникает в случае несоответствия сведений, отраженных в кадастре, данным, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в кадастр (подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее — Закон № 221-ФЗ). Исправление такой ошибки осуществляется на основании решения органа кадастрового учета.

ФНС России и Минфин России выработали согласованное мнение по вопросу перерасчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате исправления техничес­ких ошибок. В письме ФНС России от 18.03.2011 № ЗН-4-11/4353@ чиновники пришли к выводу, что перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если органами Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка. Если же исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, перерасчет налога производится только когда исправление технической ошибки произведено по решению суда. Данное письмо размещено на сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». ФНС России еще раз подтвердила эту позицию в письме от 25.01.2013 № БС-4-11/959.

Из текста вопроса можно предположить, что никакого судебного разбирательства, связанного с исправлением технической ошибки, не было. Поэтому налоговая не вправе выставлять вам уведомление о доплате налога за прошлые периоды, если пересчет налога был вызван технической ошибкой в кадастре.

Кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (подп. 2 п. 1 ст. 28 Закона № 221-ФЗ). Из письма Росрегистрации от 03.04.2009 № 3-1324-ГЕ следует, что исправленная кадастровая стоимость подлежит внесению в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков.

Отметим, что аналогичная ситуация (в части изменения кадастровой стоимости в нормативном акте) возникает и в случае утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ своим нормативным актом результатов государственной оценки земель задним числом.

Вопрос о порядке вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков был рассмотрен Конституционным судом в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О. Суд решил, что такие правовые акты в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, только если они улучшают положение налогоплательщиков. Исходя из этого, Минфин России в своих письмах неоднократно разъяснял, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика (письма от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105, от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110).

Таким образом, и в случае исправления кадастровой ошибки, или утверждения новых результатов оценки земель местными органами власти, налоговики не вправе выставлять вам уведомление о пересчете налоговой базы по земельному налогу за прошлые периоды в сторону увеличения.

Что нужно предпринять

Итак, уведомление о доплате земельного налога было выставлено в ваш адрес незаконно. Однако его неисполнение доначислений налога не отменит. Более того, если вы в установленный срок не произведете оплату, налоговики начислят пени. Наличие задолженности по налогам чревато появлением проблем (в том числе и в виде отказа вам в выезде за границу (п. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)).

Чтобы снять незаконные доначисления, вам нужно обжаловать выставленное уведомление в вышестоящем налоговом органе или в суде (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, который направил вам оспариваемое уведомление. Подать жалобу можно в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). В вашем случае это будет момент получения уведомления. Налоговая, направившая вам уведомление, в течение трех дней переправит жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 НК РФ). Вышестоящий налоговый орган должен принять решение по жалобе в течение 15 дней со дня ее получения. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 15 дней. В течение трех дней с момента принятия решения оно вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если жалоба удовлетворена не будет, вы можете либо обжаловать это решение в ФНС России, либо обратиться за защитой своих прав в суд. Жалоба в ФНС России может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Если вы решите защищать свои права в судебном порядке, нужно учитывать, что обратиться в суд с заявлением необходимо в течение трех месяцев со дня получения уведомления (п. 1 ст. 256 ГПК РФ). Но пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не означает, что в принятии заявления будет обязательно отказано. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании, и на их основании суд принимает решение, принять заявление или нет (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).