Эмиссия как инструмент манипуляций

| консультации | печать
Каковы мотивы и последствия эмиссий, направленных на манипулирование номинальной стоимостью акций?

Эмиссии, проводимые с подобной целью, объединены в три группы:

  • преследующие недобросовестные цели в сфере корпоративных отношений;
  • создающие условия для экономически не обоснованного оттока активов эмитента;
  • являющиеся формальным следствием неадекватного порядка лицензирования отдельных видов деятельности.

Рассмотрим их подробнее.

Первая группа — эмиссии, преследующие недобросовестные цели в сфере корпоративных отношений, — в свою очередь, подразделяются на:

  • эмиссии с целью заменить один выпуск ценных бумаг другим. Это делается в отношении выпусков, в связи с размещением которых имеется или возможен спор. Путем аннулирования выпуска спор прекращается или изменяется его предмет (например, размещение акций по закрытой подписке было произведено с дефектами; не соблюдены правила о сделках с заинтересованностью и (или) акции были размещены по цене ниже их текущей рыночной стоимости; конвертация акций посредством изменения их номинальной стоимости. Аннулируется выпуск ценных бумаг, размещенный с дефектом, и размещаются акции нового выпуска. Становятся невозможными судебные споры по поводу размещения акций аннулированного выпуска). Манипуляции с номиналом — способ «зачистки» недобросовестных эмиссий;
  • эмиссии с целью хищения акций. С лицевого счета акционера незаконно списываются акции, после чего происходит их конвертация путем изменения номинальной стоимости. Суд признает, что акции списаны незаконно, но отказывает восстановить права на акции нового выпуска. По мнению судов, акции нового выпуска — это иное имущество по сравнению с тем, которое было похищено, поэтому его нельзя истребовать в натуре. Можно только компенсировать стоимость похищенных акций. Суть конфликта состоит в споре о корпоративных правах, которые утеряны, а не в возмещении стоимости похищенных ценных бумаг. Лицо, у которого похитили акции, может требовать только возмещения убытков, а не восстановления утерянного им статуса участника общества;
  • эмиссии с целью недобросовестного перераспределения корпоративного контроля. Пропорции акций различных категорий устанавливаются в номинальном выражении уставного капитала: «Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества» (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО)). Например, уставный капитал общества в номинальном выражении составляет 100 рублей: 75 обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 рубль и 2500 привилегированных акций номинальной стоимостью 1 копейка. В номинальном выражении уставного капитала доля привилегированных акций составляет 25%, а в реальном выражении 97%.

Соотношение корпоративных прав не зависит от «номинала», оно связано со штуками акций. Действует принцип «одна акция — один голос» или «одна акция — равное количество голосов». В результате того, что дивиденды по привилегированным акциям были объявлены не в полном размере, эти ценные бумаги трансформируются в голосующие. То, что составляло 2 % в номинальном выражении уставного капитала, в штуках акций выразилось в 97% корпоративных прав. Владелец привилегированных акций перехватывает корпоративный контроль;

  • эмиссии с целью снижения транспарентности компании. Некоторые общества стремятся избежать раскрытия информации в форме ежеквартального отчета. Данная обязанность прекращается при погашении ценных бумаг, выпуск которых породил ее. Это акции, в отношении которых был зарегистрирован проспект ценных бумаг или утвержден план приватизации, признававшийся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций1. Погашение таких ценных бумаг осуществляется путем конвертации в ценные бумаги с иным номиналом.

Вторая группа объединяет эмиссии, создающие условия для экономически необоснованного оттока активов эмитента:

  • эмиссия с целью создания «технической» прибыли как источника выплаты дивидендов. При уменьшении номинала разница между прежним номинальным размером уставного капитала и новым может отражаться на счете прибыли. Образуемая таким образом прибыль является технической и не отражает результаты хозяйственной деятельности, а призвана обеспечить балансовое равенство. Ее следует рассматривать не как объективную реальность, а как виртуальную величину, порождаемую методологией учета. Однако этот спецэффект учета является реальным источником выплаты дивидендов. Общество, не имея прибыли от хозяйственной деятельности, посредством манипуляций с реквизитом акций создает искусственный источник оттока активов и уменьшения собственного капитала;
  • эмиссия с целью оттока активов общества в пользу акционеров. Акционерный закон дополнен неоднозначной новацией: решением об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций могут быть предусмотрены выплата всем акционерам общества денежных средств и (или) передача им принадлежащих обществу эмиссионных ценных бумаг, размещенных другим юридическим лицом (п. 3 ст. 29 Закона об АО в редакции 2006 г.). Допускается более масштабный отток активов в пользу акционеров, чем выплата дивидендов (они могут быть объявлены максимально в размере нераспределенной прибыли, в то время как на выплаты, связанные с манипуляцией с номиналом, могут быть направлены средства, соответствующие также и добавочному капиталу). Выплаты могут составлять сумму, рассчитанную как часть стоимости чистых активов в пропорции уменьшения номинального размера уставного капитала.

К третьей группе относятся эмиссии как следствие неадекватного нормативного регулирования лицензирования некоторых видов деятельности или участия в тендерах и конкурсах, когда в качестве критерия выступает номинальный размер уставного капитала. Это вынуждает состоятельные в финансовом отношении общества заниматься бессмысленным перекладыванием с «полки на полку» составляющих собственного капитала, осуществлять эмиссию с целью увеличения «номинала» за счет трансформации в уставный капитал прибыли и (или) добавочного капитала.

1 Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Утверждено приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (п. 5.3).