Валерия Гергиева принудили к благотворительности в пользу итальянцев

| статьи | печать

Рабочие и хористы «Ла Скала» под руководством своих профсоюзов «успешно» сорвали первое из запланированных гастрольных представлений «Макбета» в миланском театре, что и вынудило руководителя «Маринки» Валерия Гергиева дать концерт без декораций и безвозмездно — все собранные средства пошли на счёт итальянского Красного Креста.

Так странно устроена хозяйственная и общественная жизнь в ряде развитых европейских стран: из любых действий извлекается любая возможная выгода для общества.

На сей раз довольно избалованные рабочие и хористы сцены миланского театра потребовали пересмотреть условия своего труда из-за выросших нагрузок. Дело в том, что несколько лет назад в театр пришёл новый руководитель — Стефан Лисне, который сумел добиться устойчивого роста доходов «Ла Скала». Работники «Ла Скала» не первый раз бастуют, когда переговоры с дирекцией заходят в тупик. На сей раз поводом послужило неправомерное, по их мнению, увеличение рабочей нагрузки при условии недавнего кризисного уменьшения зарплат на 10%. Зачинщики смуты — хористы требовали сохранения зарплат при уменьшении нагрузки. «Дошло до того, что мы уже почти каждый день должны по вечерам бросать свои семьи и брести на сцену», — сетовал в телефонном разговоре с «ЭЖ» один из запевал.

В итоге первое представление вердиевского «Макбета» было сорвано. Но маэстро Гергиев не дал своим оркестрантам бездельничать и бесцельно бродить по миланским пивным. Он организовал выступление без хора и декораций, дал концерт в пользу Красного Креста. Иначе поступить было сложно, ведь предложение о проведении такого концерта, которое поступило В. Гергиеву от местных меценатов, было из разряда тех, от которых нельзя отказаться.

Мероприятие имело шумный успех. Его почтили вниманием не только многие известные политики и бизнесмены, среди которых была замечена супруга итальянского премьер-министра Марио Монти Эльза, которая более десяти лет занимается деятельностью Красного Креста. Концерт посетило много волонтёров организации, представителей её различных подразделений.

В. Гергиев ещё легко отделался. Его знаменитый коллега Рикардо Мути, руководивший «Ла Скала» 20 лет, однажды тоже был поставлен забастовщиками в подобные условия. Но у него не было такого послушного (без злобных профсоюзов) оркестра, как у Гергиева, так что Мути был вынужден лично подняться на сцену и отыграть на рояле всю программу отменённого выступления (бесплатно).

Но у нашего маэстро свои сложности. В частности, ему не привыкать к специфически сложным условиям работы с отечественными благотворительными фондами. Несколько месяцев назад дирижёр вынужден был заниматься делами благотворительного фонда собственного имени. Тогда Следственный комитет выявил хищение 250 млн руб. из средств фонда, направленных на поддержание молодых талантов и создание образовательных программ. Именной фонд дирижёра работал около десяти лет назад, всё это время им командовал бессменный директор и руководитель фестиваля «Звёзды белых ночей» и «Московского пасхального фестиваля» Игорь Зотов. Вот он и был уличён в множественных махинациях, общий ущерб от которых по предварительным подсчётам оценивается в 472 млн руб. Благодаря хитроумным махинациям с движением банковских средств, предназначенных на нужды молодых талантов, деньги были потрачены на покупку элитной недвижимости в центре Северной столицы. Общее же количество проводимых под эгидой фонда фестивалей и акций было чрезвычайно мало и явно не соответствовало заявленным в уставе фонда творческим планам.

Маэстро Гергиев лично отнёс запрос о проверке дел фонда в прокуратуру Санкт-Петербурга. Дирижёр заверил следственные органы в своём полном неведении о сложившейся криминальной ситуации.

Иными словами, с благотворительными фондами имеются свои сложности «в италиях», где всемирным знаменитостям приходится давать бесплатные концерты. Свои трудности — у нас дома, где музыканты вынуждены углубляться в бухгалтерские подсчёты и увлекательные творческие беседы с полицейскими. И там, и тут в итоге страдают мастера сцены. Разница в одном: там как-то так выходит, что выигрывают благотворители, а тут выигравших вовсе не видать.