Цель одна, траектории разные

| консультации | печать
Тождественна ли конвертация акций реорганизуемого юридического лица распределению ликвидационной квоты прекращенного общества?

Существует позиция, которая предлагает представить природу конвертации акций прекращенного юридического лица в акции компании-правопреемника как распределение ликвидационной квоты прекращенного общества среди его участников в виде акций правопреемника1.

Следует признать, что проведение аналогии между конвертацией акций и распределением ликвидационной квоты не лишено оснований. Реорганизация — это способ создания и (или) прекращения юридических лиц, применяемый наряду с учреждением и ликвидацией.

Гипотетически, без реорганизации, события могли бы реализовываться по следующей схеме: юридическое лицо ликвидируется, его имущественная масса после удовлетворения требований кредиторов распределяется в виде ликвидационной квоты между участниками; участники ликвидированного юридического лица за счет полученной ликвидационной квоты имеют возможность учредить новое юридическое лицо и (или) войти в состав участников действующей организации. Разработана более эффективная траектория движения к той же цели — реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения и преобразования. При этих формах реорганизации происходит прекращение юридического лица. Его права и обязанности переходят в порядке правопреемства к вновь образуемым или к существующим юридическим лицам. Акции, которые участники прекращенного общества получают в обществах-правопреемниках, предлагается рассматривать как особую форму ликвидационной квоты в прекращенном юридическом лице.

При реорганизации юридического лица, в результате которой оно прекращается, и при его ликвидации возникает одна проблема — выплата компенсации участникам прекращенного общества. При ликвидации эта проблема решается путем выплаты ликвидационной квоты, а при реорганизации — посредством конвертации акций прекращенного общества в акции правопреемника.

обратите внимание

Реорганизация — это способ создания и прекращения юридических лиц, альтернативный учреждению и ликвидации. Выплата ликвидационной квоты ликвидированного юридического лица и конвертация акций прекращенного в результате реорганизации общества в акции компании-правопреемника являются самостоятельными способами решения одной и той же задачи, возникающей при альтернативных способах прекращения юридических лиц.

Действительно, эти институты направлены на решение общей задачи, но решают ее разными средствами, что не позволяет отождествить их экономическую и правовую природу.

Если признать, что конвертация акций при отдельных формах реорганизации — это особая форма выплаты ликвидационной квоты в прекращенном обществе, то расчет коэффициентов конвертации должен производиться по правилам определения ликвидационной квоты. Стоимость акций, полученных в обществе-правопреемнике, должна строго соответствовать доле акционера в чистых активах прекращенного общества. Очевидно, что корпоративная практика не связывает порядок определения коэффициентов конвертации и, соответственно, количества и стоимости акций, размещаемых в результате конвертации, с правилами и порядком расчета ликвидационной доли. Реорганизация — более гибкий и сложный механизм создания и прекращения юридических лиц по сравнению с ликвидацией и учреждением. Она обеспечивает участникам хозяйственного оборота возможность многообразного структурирования имущества, обязательств и состава участников различных юридических лиц. Порядок расчета коэффициентов конвертации определяется целями и условиями ее проведения. Он не может быть жестко и однозначно урегулирован и тем более привязан к порядку определения ликвидационной квоты.

Практика убедительно демонстрирует, что объективные цели и условия проведения реорганизации в значительном количестве случаев предполагают применение нерыночных коэффициентов конвертации, при которых соблюдается принцип стоимостной эквивалентности замещаемых при конвертации ценных бумаг.

1 Архипов Б.П. Гражданско-правовой механизм слияний и присоединений акционерных обществ: Автореф. Дис….канд. юрид. наук. М., 2004. С. 9, 24.