НДС без счета-фактуры

| консультации | печать
Наш поставщик из Белоруссии. ИНН у него нет (есть УНП — аналог нашего ИНН), КПП нет (в Белоруссии не присваивается).
Будет ли являться препятствием для возмещения НДС отсутствие в счетах-фактурах и Книге покупок этих реквизитов?
Второй вопрос касается самих счетов-фактур. Они содержат необходимые реквизиты, но не совсем той формы, какая предусмотрена Правительством РФ.
Может ли налоговая инспекция отказать в возмещении НДС на основании того, что счета-фактуры оформлены белорусским поставщиком не так, как это предусмотрено постановлением Правительства РФ?

С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение от 15.09.2004 между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Соглашение).

С названной даты отношения с Беларусью в области торговли товарами стали аналогичными отношениям с другими зарубежными странами, то есть экспортируемые из России в Беларусь российские товары облагаются в России НДС по нулевой ставке, а при ввозе белорусских товаров в Россию покупатель обязан уплатить НДС в российский бюджет.

Отметим, что при ввозе товаров из Беларуси НДС взимается налоговыми органами.

При этом п. 8 раздела 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и РБ, являющегося неотъемлемой частью Соглашения, установлено, что суммы косвенных налогов, уплаченных по товарам, ввозимым из Беларуси в Россию, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В силу ст. 172 НК РФ при ввозе товаров в Россию с территории Беларуси основанием для принятия к вычету НДС, уплаченного при ввозе товара, являются контракт, транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Беларуси на территорию России, а также документы, подтверждающие фактическую уплату НДС.

При ввозе белорусских товаров на территорию РФ счет-фактура белорусскими продавцами не выставляется и не является основанием для принятия к вычету НДС, уплаченного российскими покупателями при ввозе на территорию РФ белорусских товаров.

ФНС России в Письме от 02.03.2005 № ММ-603/167@ разъяснила, что документами, подтверждающими фактическую уплату налога в бюджет, являются:

  • заявление о ввозе товара с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика;
  • налоговая декларация, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам;
  • платежный документ на перечисление суммы НДС, указанной в налоговой декларации.

Отметим, что до 1 января 2005 года к торговым взаимоотношениям между Россией и Беларусью применялась ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах». Указанной статьей было установлено, что суммы НДС, уплаченные белорусским хозяйствующим субъектам по товарам, происходящим и ввозимым с территории Республики Беларусь, подлежат вычету в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года.

Минфин РФ в своем Письме от 09.12.2004 № 03-04-13/16 указал, что и до 1 января 2005 года, то есть до вступления в силу Соглашения, счета-фактуры, выставленные хозяйствующими субъектами Республики Беларусь по товарам, реализуемым российским налогоплательщикам, не являлись основанием для вычета НДС.

Суммы НДС должны были приниматься к вычету у российских налогоплательщиков при условии указания этих сумм в первичных и расчетных документах.

Связано это с тем, что до 1 июля 2001 года в отношении принятия к вычету сумм НДС по товарам, ввезенным в Россию из Беларуси, применялся порядок, действующий до введения в действие части 2 НК РФ, в соответствии с которым счет-фактура не являлся основанием для принятия НДС к вычету.

В связи с этим несоответствие счетов-фактур, выставленных белорусскими поставщиками, форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, а также отсутствие этих счетов-фактур не должно было являться препятствием для возмещения российским покупателем суммы НДС.