Как добиться возмещения

| консультации | печать
Что должен предпринять пассажир для возмещения ущерба от утраты, недостачи или повреждения багажа при авиаперевозке?

При обнаружении обстоятельств, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика при внутренних воздушных перевозках, следует немедленно потребовать составления коммерческого акта.

К составлению такого акта привлекаются:

✔ лицо, обнаружившее неисправность багажа;

✔ его получатель;

✔ лицо, на ответственности которого находится актируемый багаж.

Коммерческий акт подписывают начальник аэропорта (либо уполномоченное им должностное лицо), а также должностные лица (не менее двух), участвовавшие в удостоверении установленного факта при проверке багажа (п. 9.1.2 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР, утвержденных Приказом МГА СССР от 16 января 1985 г. № 19).

Такой акт может быть составлен и в промежуточном аэропорту.

Следует отметить, что ст.797 ГК РФ установлен обязательный претензионный порядок только в отношении нарушения договоров перевозки грузов. Это же следует и из содержания ст. 125 Воздушного кодекса РФ. Если в отношении грузовых перевозок п. 2 данной статьи четко подразделяет требования на претензии и иски, то требования пассажиров именуются заявлениями, под которыми можно подразумевать как претензионные заявления, направляемые перевозчику, так и исковые, предъявляемые в суд.

Согласно п. 1 ст. 125 ВКРФ право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют:

✔ в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки —пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта;

✔ в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира — пассажир.

Заявление подается в аэропорту отправления или назначения по усмотрению заявителя. Однако ответчиком является именно перевозчик, то есть организация — сторона договора, осуществляющая за плату воздушные перевозки.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня выявления фактов утраты, недостачи, повреждения багажа. Авиаперевозчик в течение 30 дней должен рассмотреть претензию и направить ответ. В случае неполучения ответа или отказа в удовлетворении претензии иск должен быть предъявлен в течение года. Несоблюдение пассажиром претензионного порядка не является основанием для отказа в судебной защите. Следует также иметь в виду, что в данном случае речь идет о праве потребителя, защиту которого осуществляет суд (ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1«О защите прав потребителей»).

При обращении в суд граждан по искам, вытекающим из договоров перевозки пассажиров и багажа, распространяются правила альтернативной подсудности, из которых следует, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в судне только по месту нахождения ответчика, но и по месту жительства или пребывания истца либо по месту заключения или исполнения договора (п. 7 ст. 29 ГПК РФ).

Иной порядок установлен ст. 127 ВК РФ в отношении требований к перевозчику при международных воздушных перевозках.

В случае повреждения(порчи) багажа или груза при таких перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику письменное уведомление непозднее чем через семь дней со дня получения багажа и непозднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза. Уведомление является основанием для составления коммерческого акта.

В случае утраты багажа, груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда оно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.