Пределы ответственности

| консультации | печать
Какое возмещение может получить пассажир при утрате, недостаче или повреждении багажа при внутренних и международных авиаперевозках?

Прежде всего следует отметить, что багаж может быть сдан в аэропорту с объявленной ценностью за дополнительную плату. Это предусмотрено п. 4.6.1 Правил перевозки пассажиров, багажа и груза на воздушных линиях, утвержденных Приказом МГА СССР от 16 января 1985 г. № 19. Для этого следует обратиться в службу аэропорта, отвечающего за прием багажа. Большинство этого не делают, о чем впоследствии могут пожалеть.

Для внутренних воздушных перевозок установлены следующие размеры ответственности перевозчика:

✔ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, принятого с объявленной ценностью, — в размере объявленной ценности;

✔ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, принятого без объявления ценности, — в размере его стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом МРОТ за килограмм веса;

✔ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления— в размере не более десяти установленных федеральным законом МРОТ.

При этом стоимость багажа и вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было (п. 1 и 2 ст. 119 ВК РФ).

Согласно п. 3 ст. 119 ВК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Россия является участником Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 г. Вот что предусматривает, в частности, ст. 22 Конвенции.

При перевозке пассажиров ответственность перевозчика в отношении каждого из них ограничивается суммой 250 тысяч франков. Однако посредством особого соглашения перевозчик и пассажир могут установить и более высокий предел ответственности.

✔ При перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой 250 франков с килограмма, за исключением случаев, когда пассажир или отправитель в момент передачи места перевозчику делают специальные заявления о заинтересованности в доставке к месту назначения и уплачивают, если это требуется, дополнительный сбор. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения.

✔ В отношении предметов, оставляемых пассажиром при себе, ответственность перевозчика ограничивается 5 тысячами франков на пассажира.

Суммы, указанные в названной статье во франках, рассматриваются как относящиеся к валютной единице, состоящей из 65,5 миллиграмма золота пробы девятьсот тысячных. Эти суммы могут переводиться в национальную валюту в округленных цифрах. Перевод сумм в национальную валюту, не имеющую золотого содержания, в случае судебных разбирательств производится в соответствии с золотой стоимостью таких валют на дату судебного решения.