Как наказать сотрудника, который грубит клиентам

| консультации | печать
Один из работников нашей компании нагрубил клиенту, о чем есть письменная жалоба от клиента. И такое с этим работником происходит не в первый раз, но поскольку письменных жалоб от клиентов не было, никаких наказаний к нему до сих пор не применяли. Руководство компании настаивает на увольнении данного сотрудника. В его должностной инструкции в разделе «Ответственность» есть пункт о корректном и вежливом общении с клиентами. Можно ли уволить этого сотрудника на основании одного случая грубого обращения с клиентом, зафиксированного документально?

Дисциплинарные взыскания регламентирует ст. 192 Трудового кодекса РФ. Согласно этой статье за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным п. 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81, п. 1 ст. 336 или ст. 348.11, а также п. 7 или 8 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, в случаях, когда винов­ные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. При наложении дисциплинарного взыскания работодатель должен учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Порядок применения дисциплинарных взысканий изложен в ст. 193 Трудового кодекса РФ.

Так, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Полагаем, что за одну допущенную грубость увольнять не следует (работник может восстановиться на работе по суду).

В ситуации, когда работник постоянно грубит клиентам, имеет смысл правильно, то есть с соблюдением всех норм трудового законодательства и оформлением необходимых документов, несколько раз применить дисциплинарные взыскания в виде замечаний и выговоров, а уже затем рассматривать вопрос о возможности увольнения.