Как учесть перепланировку

| консультации | печать
На балансе организации находится здание, помещения которого сдаются в аренду под офисы. Организация решила произвести перепланировку одного блока, состоящего из трех комнат, из офисного помещения в актовый зал, который также будет сдаваться в аренду. Перепланировка включает в себя демонтаж стеновых перегородок, грунтовку стен, оклейку их обоями, укладку ламината и т. д. Можно ли отнести вышеперечисленные расходы на прочие по статье «Ремонт основных средств» или расходы по перепланировке помещения относятся на увеличение стоимости здания?

Восстановление зданий может осуществляться посред­ством ремонта или реконструкции (модернизации), где под ремонтом здания понимается комплекс строитель­ных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с восстановлением его эксплуатационных ка­честв, утраченных в процессе эксплуатации, а под рекон­струкцией — комплекс строительных работ и организаци­онно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (общей площади такого объекта, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения усло­вий проживания или других эксплуатационных качеств (п. 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н).

В вашем случае часть работ можно отнести к ремонту, а часть — к реконструкции здания. Для того чтобы опре­делить, к какой именно группе отнести вышеуказанные расходы, вы должны определить причину выполнения

этих работ. Например, если причина всех работ — пере­планировка помещения, то все работы относятся к рекон­струкции. Если причина этих работ — «демонтаж ветхих перегородок», то все работы относятся к ремонтным ра­ботам.

Что касается порядка учета расходов на проведение вышеуказанных работ, то необходимо отметить следую­щее. Ремонт зданий (офисных помещений) или их рекон­струкция могут проводиться как самой организацией (хо­зяйственный способ), так и силами сторонних организа­ций (подрядный способ). При этом в соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»(утв. Приказом Минфи­на России от б мая 1999 г. № ЗЗн) расходы организации на ремонт зданий(офисных помещений), используемых в производственной деятельности и принадлежащих орга­низации на праве собственности, выполненный любым способом (хозяйственным или подрядным), относятся в бухгалтерском учете к расходам по обычным видам деятель­ности и в соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 отража­ются в составе расходов того отчетного перио­да, к которому они от­носятся. Затраты же на реконструкцию здания (офисного помещения) после ее окончания долж­ны увеличить первоначаль­ную стоимость такого объекта.

В бухгалтерском учете средства, потраченные на ре­монт здания(офисного помещения), используемого в производственной деятельности, учитывают на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное произ­водство», 26 «Общехозяйственные расходы»и т. д. Расхо­ды на ремонт объектов, используемых в непроизводст­венной сфере, отражаются на счете91 «Прочие доходы и расходы». Затраты на реконструкцию обобщаются на сче­те 08 «Вложения во внеоборотные активы».

В налоговом учете в соответствии со ст. 260 НК РФ рас­ходы на ремонт зданий (офисных помещений), произве­денные организацией, рассматриваются как прочие рас­ходы, связанные с производством и (или) реализацией, и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат, а затраты на реконструк­цию, так же как и в бухгалтерском учете, включаются в первоначальную стоимость реконструируемых основных средств (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Обратите внимание!

При отнесении работ, связанных с восстановлением здания, к ремонту (текущему, среднему, капитальному) или модернизации (реконструкции) для целей налого­обложения необходимо учитывать следующее. В нало­говом учете к реконструкции относится переустройство зданий, связанное с совершенствованием производст­ва и повышением его технико-экономических показа­телей и осуществляемое по проекту их реконструкции в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры про­дукции (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Учтите, что после выполнения всего комплекса работ (как подрядным, так и хозяйственным способом) всегда оформляется Акт приемки-сдачи отремонтированных, ре­конструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3), утвержденный Постановлением Госкомстата Рос­сии от 21 января 2003 г. № 7. При этом если организация са­ма проводила ремонт или реконструкцию здания (офисно­го помещения), Акт составляется в одном экземпляре ра­ботником структурного подразделения, ответственного за приемку основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, Акт со­ставляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй — передается организации, прово­дившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

К сведению!

После приемки отремонтированных объектов ос­новных средств в их инвентарную карточку (форма ОС-6) должны быть внесены записи о проведенных работах и изменениях в характеристике объекта после проведения ремонта или реконструкции.