Возврат некачественного товара

| консультации | печать
В прошлом году организация реализовала крышные вентиляторы. Через полгода они сгорели, и заказчик потребовал вернуть деньги за неисправный товар. Поставщик вентиляторов отказался от ответственности и пропал. Руководство нашей организации приняло решение вернуть заказчику деньги. Какие документы для возврата он должен нам представить? Как правильно отразить в учете операции, связанные с претензией? Какие необходимо сделать проводки? Нужно ли корректировать НДС? Каким образом оформить и провести в бухгалтерском учете возврат товара и где его учесть?

Требования к качеству поставляемого товара устанав­ливает гражданское законодательство. Качество товара подтверждается сертификатом соответствия. Этот доку­мент удостоверяет соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Порядок проведения сертификации установлен Законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техниче­ском регулировании». В случае существенного нарушения требований, предъявляемых к качеству товара, покупа­тель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар де­нежной суммы.

Покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи, касающихся качества товара, в срок, предусмотренный законом или договором. Если такой срок не установлен, то покупатель должен по­ставить в известность продавца в разумный срок после то­го, как нарушение условия договора обнаружено исходя из характера и назначения товара (ст. 483 ГК РФ).

Покупатель вправе предъявить требования, связан­ные с качеством товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. Если же на товар не устано­влен гарантийный срок или срок годности, то требова­ния, связанные с недостатками товара, могут быть предъ­явлены покупателем при условии, что бракованный то­вар был обнаружен в разумный срок. А именно в преде­лах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока (такой срок должен быть предусмотрен законом или договором купли-про­дажи) (ст. 477 ГК РФ).

Следует отметить, что ответственность продавца на­ступает, только если покупатель сможет доказать, что брак возник еще до передачи товара потребителю (п. 1 ст. 476 НК РФ). Как показывает арбитражная практика, много дел решается в пользу продавцов по причине то­го, что акт о браке был составлен без участия продавца (постановления ФАС Уральского округа от 28.10.2004 по делу № Ф09-3597/04-ГК, ФАС Волго-Вятского округа от 26.01.2005 по делу № А43-6987/2004-22-230).

К тому же п. 2.1.7 Методических рекомендаций по уче­ту и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Пись­мом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 № 1-794/32-5 предусмотрено, что в случае отклонения товаров от каче­ства, установленного в договоре (или данных, указанных в сопроводительных документах), должен составляться акт. Он является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комисси­ей, в состав которой должны входить материально ответ­ственные лица, а также представитель поставщика. Сос­тавление акта в одностороннем порядке допускается при согласии поставщика или его отсутствии.

В случае выявления некачественного товара организа­ция-покупатель должна оформить соответствующие доку­менты. Порядок оформления будет зависеть от того, в ка­кой момент был выявлен бракованный товар. Брак может быть обнаружен в момент приемки товара или в момент постановки на учет. Если товар несоответствующего каче­ства выявлен в момент приемки товара на склад, то поку­патель должен оформить претензию поставщику, а также Акт об установленном расхождении по количеству и каче­ству при приемке ТМЦ (по форме № ТОРГ-2). Если брак об­наружен в импортном товаре, то заполняется Акт об уста­новленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (по форме № ТОРГ-3).

В указанной ситуации брак установлен после принятия на учет товара (крышных вентиляторов). Если товар несо­ответствующего качества выявлен после принятия к учету товара на склад, то покупателю следует оформлять пре­тензию поставщику и акт о выявленных расхождениях по количеству ТМЦ после принятия товара на учет. Действу­ющим законодательством не предусмотрена форма тако­го акта, в связи с этим организация вправе составить акт в произвольной форме. По нашему мнению, в качестве об­разца можно взять унифицированную форму акта ТОРГ-2 (Акт об установленном расхождении по количеству и ка­честву при приемке материальных ценностей) и изменить его название.

Претензия также составляется в произвольной форме, но при этом она должна содержать следующие данные:

• ссылку на договор поставки;

• вид некачественного товара, номер партии и упа­ковки;

• ссылку на акт о браке;

• требования покупателя относительно бракованного товара;

• вывод независимой экспертизы (если она проводи­лась).

Если некачественный товар возвращается продавцу, то покупатель должен оформить товарную накладную по форме ТОРГ-12, утвержденной Постановлением Госком­стата России от 25.12.98 № 132.

Теперь рассмотрим учет возврата некачественного това­ра. Мнения специалистов по этому поводу разделились.

Первая позиция заключается в том, что при возвра­те некачественного товара происходит расторжение дого­вора купли-продажи.

Такой вывод можно сделать на основании ст. 450 ГК РФ. Договор расторгается при существенном нарушении договора одной из сторон. При этом существенным при­знается нарушение, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

К сведению!

При расторжении договора потребитель вправе тре­бовать возмещения разницы между ценой товара, ус­тановленной договором, и ценой соответствующего то­вара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если оно добровольно не удовлетво­рено, на момент вынесения судом решения (п. 4 ст. 24 Закона 2003-1 и п. 4 ст. 504 ГК РФ).

В этом случае покупатель возвращает товар, а постав­щик — деньги, то есть каждая сторона возвращается в первоначальное состояние. При поставке бракованного товара право собственности на этот товар к покупателю не переходит. Выходит, что первая реализация не про­изошла, следовательно, не может быть и обратной реа­лизации. Аналогичная точка зрения высказана в письмах УМНС РФ по Московской области от 29.10.2003 № 06-21/18752/Щ931, от 26.03.2004 № 06-22/2264. В последнем Письме налоговые органы ссылаются на ст. 475, 480, 482 ГК РФ. Они утверждают, что если товар бракованный и на это есть подтверждающие документы, то возврат то­вара означает отказ покупателя от исполнения договора купли-продажи. Следовательно, такой договор считает­ся недействительным, а переход права собственности несостоявшимся. В этом случае не происходит обратной реализации.

Как показывает анализ арбитражной практики, встре­чаются дела, где судьи приходят к решению, аналогично­му первой позиции. Рассмотрим одно из таких дел.

Арбитражная практика

Постановление ФАС Мос­ковского округа от 20.06.2001 по делу КА-А40/2979-01. Организация обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным и некоторых пунктов ре­шения налогового органа.

Решением исковые требования оставлены без измене­ния, а постановлением они удовлетворены. Изучив ма­териалы дела, доводы кассационной жалобы налого­вых органов, выслушав представителей сторон, суд кас­сационной инстанции вынес решение в пользу налого­плательщика.

Аргументировали судьи тем, что налоговый орган при определении недоимки по НДС по отдельным хозяйст­венным операциям нарушил законодательство, опреде­лил недоимку без учета того, что организация не реали­зовала телекоммуникационное оборудование, а воз­вратила некачественное оборудование поставщикам. Вывод инспекции о занижении налогооблагаемой базы в связи с тем, что в нее не был и включены денежные средства, связанные с оплатой за возвращенное телекоммуникационное оборудование, сделан без учета требований п. 1 ст. 39 НК РФ. Согласно этому пункту воз­врат имущества не является реализацией. Учитывая из­ложенное, суд кассационной инстанции счел, что реше­ние и постановление законны и обоснованны. Основа­ний для отмены судебных актов не установлено.

Данную позицию рассмотрим на примере, составлен­ном исходя из ситуации.

Пример 1

Допустим, что в 2004 г. организация-продавец реа­лизовала крышные вентиляторы на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС 9000 руб.) В этом же году покупатель их вернул как бракованные. При воз­врате товара покупатель выписал накладную, а так­же счет-фактуру на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС 9000 руб.).

Бухгалтеру организации-продавца необходимо сде­лать следующие проводки:

Д-т сч. 62 К-т сч. 90-1 «Выручка»— 59 000 руб. — отраже­на выручка от реализации крышных вентиляторов

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж» К-т сч. 41 — 50 000 руб. — списана покупная стоимость крышных вентиля­торов

Д-т сч. 90-3 «Налог на добавленную стоимость» К-т сч. 68 — 9000 руб. — начислен НДС по реализованным крышным вентиляторам

Д-т сч. 51 К-т сч. 62 — 59 000 руб. — перечислены денеж­ные средства с расчетного счета покупателя за крышные вентиляторы.

При возврате товара делаются исправительные записи:

Д-т сч. 62 К-т сч. 76 — 59 000 руб. — отражена задолжен­ность перед покупателем

Д-т сч. 76 К-т сч. 51 — 59 000 руб. — удовлетворена пре­тензия покупателя

Д-т сч. 62 К-т сч. 90-1 «Выручка»— 59 000 руб. — сторни­рована выручка от реализации крышных вентиляторов

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж» К-т сч. 41 — 50 000 руб. — сторнирована списанная ранее покупная стои­мость крышных вентиляторов

Д-т сч. 90-3 «Налог на добавленную стоимость» К-т сч. 68 — 9000 руб. — сторнирован начисленный НДС.

Необходимо отметить, что продавцу следует сделать соответствующие исправительные записи в первоначаль­ном счете-фактуре. На это указал Минфин России в Пись­ме от 08.12.2004 № 03-04-11/217. Чиновники отметили, что принятие к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, которые не исправлены, а заменены на новые с указани­ем тех же реквизитов, не допускается.

Однако существует арбитражная практика (например, Постановление ФАС Центрального округа от 16.06.2004 № А64-4330/03-11), где суды выносят иное решение, ссы­лаясь на то, что ни Правила ведения журналов учета по­лученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную сто­имость, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, ни ст. 169 НК РФ не запрещают за­менять счет-фактуру. К тому же продавец должен пред­ставить в налоговые органы уточненную декларацию.

Вторая позиция заключается в том, что возврат покупателем оприходованного и оплаченного некачест­венного товара следует рассматривать как обратную ре­ализацию. Суть этой позиции состоит в том, что покупа­тель становится продавцом бракованного товара, а про­давец, наоборот, покупателем. Основана она на том, что реализацией считается переход права собственности на товар от одного лица к другому (ст. 39 НК РФ). Следует отметить, что если применять данный вариант учета, то не возникает проблем с НДС. К такому же выводу при­шли налоговики в письмах УМНС РФ по г. Москве от 26.04.2002 № 24-11/16482, от 22.07.2002 № 24-11/33403, от 18.03.2002 № 24-11/14735, от 17.04.2003 № 24-11/21277. Аргументы следующие.

Объектом налогообложения по НДС признается реали­зация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том чис­ле реализация предметов залога и передача товаров (ре­зультатов выполненных работ, оказание услуг) по согла­шению о предоставлении отступного или новации, а так­же передача имущественных прав (ст. 146 НК РФ).

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) согласно п. 1 ст. 153 НК РФ определяется налогоплатель­щиком в зависимости от особенностей реализации произ­веденных им или приобретенных на стороне товаров (ра­бот, услуг).

При этом налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установ­ленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Пунктом 5 ст. 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом по­купателю и уплаченные в бюджет при реализации това­ров, в случае возврата этих товаров (в том числе в тече­ние действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них.

При этом следует учитывать, что при возврате покупа­телем оприходованного и оплаченного им товара в свя­зи с несоответствием качества условиям заключенного договора с отражением этой операции через счет 90 «Продажи»счета-фактуры выписываются поставщиком (бывшим покупателем) как продавцом этого товара в общеустановленном порядке. Затем они отражаются в книге продаж.

В свою очередь, бывший поставщик возвращаемого товара является покупателем. Следовательно, принятие к вычету НДС по приобретенным (возвращенным) товарам осуществляется в соответствии с действующим порядком. А именно: по мере их оплаты (возврата ранее получен­ной оплаты) и оприходования. При этом должен быть в наличии счет-фактура, подтверждающий стоимость при­обретенных (возвращенных) товаров с соответствующей регистрацией в книге покупок.

Основанием для принятия НДС к вычету является од­новременное наличие следующих условий: товары при­обретены и оприходованы, денежные средства их постав­щику в погашение задолженности выплачены и указан­ные выше материальные ресурсы используются в процес­се производства.

Мнение налоговых органов косвенно поддержал и Минфин России в Письме от 21.03.2005 № 03-04-11/60. В своих разъяснениях чиновники пришли к выводу, что при возврате продавцу покупателем оплаченных им товаров, право собственности на которые перешло к покупателю, продавец имеет право принять к вычету суммы НДС по данным товарам. Основанием должны являться счет-фак­тура, выставленный покупателем при возврате товаров, и документы, подтверждающие возврат продавцом денеж­ных средств покупателю за эти товары.

Необходимо отметить, что при данном варианте ни та, ни другая сторона никаких налоговых потерь не несут. Продавец на основании п. 2 ст. 171 НК РФ примет к выче­ту НДС, выделенный в счете-фактуре покупателя. Получа­ется, что он как бы компенсирует сумму НДС, начислен­ную при реализации. А покупатель при возврате некаче­ственного товара начислит сумму НДС, которую принял к вычету при приобретении товаров. Конечно, если покупа­тель будет реализовывать товар по цене приобретения. Однако есть одно «но». После того как бракованный то­вар вернулся обратно к поставщику, его необходимо ис­пользовать для операций, признаваемых объектами об­ложения НДС, или для перепродажи. По нашему мнению, чтобы в ходе проверки налоговые органы не усомнились в правильности применения налогового вычета, нужно продать испорченную технику, к примеру, как лом.

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1. Для полной ясности рассмотрим учет не только у продавца, но и у покупателя.

1. Бухгалтеру организации-продавца необходимо сде­лать следующие проводки:

Д-т сч. 41 К-т сч. 60 — 50 000 руб. — приняты к учету нека­чественные крышные вентиляторы

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — 9000 руб. — отражен «входной» НДС

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 59 000 руб. — возвращены покупа­телю деньги

Д-т сч. 68 субсчет «Расчеты по НДС» К-т сч. 19 — 9000 руб. — принят к вычету НДС.

2. Бухгалтеру организации-покупателя необходимо сделать следующие проводки:

Д-т сч. 62 К-т сч. 90 субсчет «Выручка»— 59 000 руб. — ре­ализован бракованный товар продавцу

Д-тсч. 90 К-т сч. 41 — 50 000 руб. — списана покупная сто­имость

Д-тсч. 90 К-т сч. 68 «Расчеты по НДС»9000 руб. — на­числен НДС по реализованному товару

Д-тсч. 51 К-т сч. 62 — 59 000 руб. — получены деньги за товар.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда покупатель не яв­ляется плательщиком НДС. Ведь из ситуации не ясно, яв­ляется ли заказчик (покупатель) плательщиком НДС или нет. Допустим, он применяет упрощенную систему нало­гообложения. В этом случае продавец не получит счет-фактуру от покупателя. Следовательно, при обратной ре­ализации продавец не вправе поставить НДС к вычету. Однако стоит рискнуть, ведь в п. 5 ст. 171 НК РФ указано, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные в бюджет при реа­лизации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Принять к вычету НДС возможно толь­ко после того, как в бухгалтерском учете будут скорректи­рованы записи, связанные с реализацией. Однако это не­бесспорно, и такую позицию придется доказывать в арби­траже.