Посреднические операции и противодействие легализации доходов

| консультации | печать
В уставе нашей организации упомянут такой вид деятельности, как осуществление посреднических операций по купле-продаже недвижимости. Мы этой деятельностью до сих пор не занимались. Но в этом году собираемся провести разовую посредническую сделку с недвижимостью (нежилое здание) на сумму примерно 3 млн руб. В организации не утверждены правила внутреннего контроля, а в штате нет специального должностного лица, ответственного за соблюдение этих правил. Будет ли это считаться нарушением законодательства о противодействии легализации доходов? Что нам грозит?

О нарушении можно говорить, только если ваша организация является субъектом контроля согласно Федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ) и осуществляемая сделка соответствует признакам подконтрольной операции.

Субъектами контроля в соответствии с Законом № 115-ФЗ признаются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. Перечень таких организаций исчерпывающий и содержится в ст. 5 Закона № 115-ФЗ. В их числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (абз. 10 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). В рассматриваемом случае организация собирается выступить в роли посредника при продаже недвижимости. Следовательно, формально она станет субъектом контроля.

В статье 6 названного закона приведен перечень подконтрольных операций, среди которых упомянуты сделки с недвижимым имуществом на сумму свыше 3 млн руб., если в результате их осуществления происходит переход права собственности на имущество. Значит, предполагаемая операция не будет подконтрольной по основанию, установленному в п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ, если ее сумма не превысит 3 млн руб.

В случае превышения названного предела речь пойдет о подконтрольной операции, при осуществлении которой необходимо выполнить требования Закона № 115-ФЗ.

Так, нужно разработать правила внутреннего контроля, как того требует постановление Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом». Утверждает правила руководитель организации. Необходимо назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Квалификационные требования к такому лицу утверждены постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 № 715. Требования к подготовке и обучению кадров организаций устанавливает Росфинмониторинг. Если в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, отсутствуют надзорные органы, нужно встать на учет в Росфинмониторинге (абз. 2 п. 9 Закона № 115-ФЗ)1.

При проведении подконтрольных операций нужно идентифицировать клиента — установить необходимые сведения в соответствии с требованиями ст. 7 Закона № 115-ФЗ, документально фиксировать всю полученную информацию и сохранять ее конфиденциальный характер. При возникновении подозрений в операции не позднее трех рабочих дней сообщить об этом в уполномоченный орган.

Все документы и полученные сведения хранятся в организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Ответственность за неисполнение перечисленных требований предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, если оно не повлекло за собой непредставление сведений о подконтрольных операциях, наказывается предупреждением или административным штрафом в размере от 10 000 до 30 000 руб. — для должностных лиц и от 50 000 до 100 000 руб. — для юрлиц. Срок давности привлечения к административной ответственности по этой статье составляет год (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Отметим также, что одного упоминания в уставе о таком виде деятельности, как осуществление посреднических операций по купле-продаже недвижимости, недостаточно для того, чтобы признать организацию субъектом контроля по Закону № 115-ФЗ. Необходимо фактическое осуществление подконтрольных операций. Если они не проводятся, а лишь упоминаются в уставе и контролирующий орган примет решение о привлечении организации к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ, такое решение можно оспорить. Как показывает практика, суды нередко встают на сторону проверяемых компаний.

судебные решения

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд удовлетворил требование общества о признании незаконным и отмене постановления межрегионального управления Росфинмониторинга. Проверяющие зафиксировали, что при осуществлении четырех сделок купли-продажи недвижимого имущества общество, в частности, не осуществило постановку на учет в уполномоченном органе, нарушило сроки по утверждению и согласованию правил внутреннего контроля, не назначило специальное должностное лицо, ответственное за осуществление внутреннего контроля, не проводило работу по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, не фиксировало и не представляло информацию о подконтрольных сделках.

По некоторым из названных нарушений срок привлечения к административной ответственности истек до начала проверки. По остальным нарушениям общество привлекли к административной ответственности. В результате компания обратилась в суд.

Арбитражный суд первой инстанции отказал обществу в иске. Апелляционный суд это решение отменил, указав, что проверяющие не представили доказательств, подтверждающих, что общество фактически оказывало посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества либо функции лизингодателя в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Указание в уставе общества на то, что предметами деятельности организации являются финансовый лизинг, оказание посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества, не является доказательством фактического осуществления заявителем такой деятельности (см. постановление от 02.02.2011 № 17АП-13623/2010-АК по делу № А60-38117/2010).

Позицию Семнадцатого арбитражного апелляционного суда подтвердил ВАС РФ (см. Определение от 03.06.2011 № ВАС-6911/11 по делу № А60-38117/2010-С6).

ФАС Волго-Вятского округа указал, что исходя из буквального толкования п. 2 ст. 6 Закона № 115‑ФЗ, организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимости, обязана идентифицировать другую сторону сделки и проверить ее на предмет соответствия перечню организаций только в случае фактического проведения подконтрольных операций. Кассационный суд признал необоснованным и отклонил довод Росфинмониторинга о том, что указания в уставе общества одним из видов деятельности осуществление риелторской деятельности достаточно для отнесения его к субъектам контроля, на которые распространяется действие Закона № 115-ФЗ (постановление от 15.09.2010 по делу № А29-4242/2010).

ФАС Северо-Западного округа констатировал, что контролирующему органу надлежит представить действительные доказательства фактического проведения подконтрольных операций обществом, а указание в уставе организации видов деятельности по предоставлению посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества само по себе не является таким доказательством (постановление от 23.01.2012 по делу № А56-9131/2011).

1 Порядок постановки на учет утвержден постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».