Эх, дороги…

| консультации | печать
Для доставки материалов водители грузовых автомобилей промышленного предприятия направляются в длительные междугородные командировки. Обычно экипаж состоит из двух человек.
Как правильно рассчитать оплату труда водителей за период нахождения в командировке, если по условиям договора в целях сохранности груза водители не покидают автомобиль, и время в пути разделяется на активное и пассивное? Какими нормативными правовыми актами можно подтвердить этот расчет?

Сразу отметим, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ).

В данном случае работа водителей явно осуществляется в пути, и поэтому оформлять такие поездки как служебные командировки нельзя. Учет рабочего времени водителей автомобилей производится на основании Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.Ни ТК РФ, ни Положение не предусматривают разделение рабочего времени водителей автомобилей на активное и пассивное.

Положением (п. 15), в частности, предусмотрено, что в рабочее время водителя автомобиля включаются:

✔ время управления автомобилем;

✔ время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

✔ подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

✔ время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

✔ время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

✔ время простоев не по вине водителя;

✔ время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

✔ время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

✔ время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;

✔ время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Исходя из данных учета рабочего времени водителей автомобилей, направляемых в междугородные рейсы, и установленной им тарифной ставки (оклада) определяется заработная плата этих работников.

Кроме того, раз междугородные рейсы водителей не признаются командировками, то рабочее время водителей, выполняющих такие рейсы, должно оплачиваться и с учетом всех установленных законодательством надбавок и доплат (доплаты за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и так далее). Так как работа водителей носит подвижной и разъездной характер, то на основании ст. 146 ТК РФ такая работа должна оплачиваться в повышенном размере, как отклоняющаяся от нормальных условий труда. До недавнего времени доплата за подвижной и разъездной характер работы была установлена Постановлением Минтруда России от 29.06.94 № 51, которое сейчас утратило силу (Постановление Минтруда России от 26.04.2004 № 60). В связи с этим доплата за подвижной и разъездной характер работы устанавливается соглашениями, коллективными договорами, трудовыми договорами или локальными нормативными актами.