Зарплату — газировкой

| консультации | печать
Наша организация занимается производством газированной воды и пива, а также производит оптовую и розничную торговлю продукцией.
При проверке налоговый орган вменил нам, что мы не включили в налогооблагаемую базу по НДС зарплату, выплаченную работникам продукцией собственного производства, а также использовали собственную продукцию на ярмарке (есть акты списания при дегустации на ярмарке).
Правы ли налоговые органы, утверждая, что все это подпадает под понятие реализации?

В том случае когда организация выдает зарплату продукцией собственного производства, она фактически ее продает. В соответствии со ст. 39 НК РФ передача права собственности на товары (работы, услуги) признается их реализацией. Поэтому организация должна признать в бухгалтерском и налоговом учете выручку от реализации продукции, которая облагается всеми налогами в общеустановленном порядке.

При передаче продукции собственного производства в качестве заработной платы организация согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ обязана исчислить НДС. При этом налоговая база представляет собой стоимость указанных товаров, исчисленную исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ), то есть исходя из рыночных цен.

В отношении дегустации продукции (бесплатной раздаче товаров для их опробования) на ярмарке отметим следующее.

Позиция налоговых органов в данном случае такова. В соответствии с подп.1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается их реализацией. Поэтому бесплатная, то есть безвозмездная, передача товаров в рекламных целях подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. При этом согласно п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС в данном случае определяется исходя из рыночных цен (Письмо Минфина России от 31.03.2004 № 04-03-11/52 и Письмо МНС России от 26.02.2004 № 03-1-08/528/18).

!Однако следует отметить, что существует и иная точка зрения по этому вопросу. Она основана на том, что стоимость товаров, которые раздаются покупателям бесплатно в рекламных целях, включается в себестоимость реализуемой продукции (работ, услуг) и фактически возмещается покупателями продавцу в составе продажной цены на реализуемую продукцию (товары). Таким образом, бесплатная раздача товаров (продукции) покупателям, осуществляемая организацией в рамках своей рекламной кампании, не может рассматриваться как безвозмездная передача товаров применительно к п. 1 ст. 146 НК РФ, являющаяся объектом обложения НДС.

Следовательно, если дегустация продукции собственного производства организуется в соответствии с положениями Федерального закона «О рекламе» от 18.07.95 № 108-ФЗ, то стоимость товара, передаваемого в рамках рекламной кампании, относится к расходам на рекламу и не является объектом обложения НДС.

Однако изложенная точка зрения приведет к спору с налоговым органом, который сможет решить только суд. В судебной практике есть случаи, когда в ходе рассмотрения подобных споров суды не соглашаются с позицией налоговых органов в связи с неправомерной квалификацией последними указанных сделок в качестве безвозмездной передачи товаров (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2004 № А05-3624/04-22 и Постановление ФАС Московского округа от 19.08.2003 № КА-А40/5796-03П).

В заключение отметим, если организация не готова к спору, то ей следует руководствоваться тем подходом, которого придерживаются налоговые органы и Минфин России.