Вправе ли инспекция требовать документы в отношении проверяемого контрагента?

| консультации | печать
ИФНС прислала нам требование представить документы по поставке товаров якобы проверяемому контрагенту. Кроме копий ТН и счетов-фактур она запросила документы, подтверждающие оплату, при условии, что контрагент не является производителем. Правомерны ли запросы, распространяющие проверку на поставщика проверяемого? Чем чревато игнорирование таких запросов (если отправлять только копии документов по самой поставке)?

Налогоплательщик обязан представить налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ). К сожалению, в вопросе не уточняется, в рамках каких мероприятий выставлено требование о представлении документов:

1) в рамках налоговой проверки контрагента в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ об истребовании у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), этих документов (информации);

2) вне рамок налоговых проверок согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ, когда налоговому органу необходима информация о конкретной сделке.

В первом случае инспекция вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания, а во втором — только информацию, причем при запросе налоговый орган должен обосновать необходимость в ее получении.

Таким образом, если запрос направлен на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ, налогоплательщик может не представлять документы, ограничившись только информацией1.

Если требование выставлено в рамках налоговой проверки контрагента, то исходя из п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, которое проводит ее, вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. То есть в ходе проверки контрагента у налогоплательщика могут быть истребованы только документы, относящиеся к деятельности проверяемого налоговым органом налогоплательщика. Информация о самом поставщике не имеет отношения к проверяемому контрагенту, а касается непосредственно собственной хозяйственной деятельности налогоплательщика, у которого запрашиваются документы. Поэтому, руководствуясь подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщик имеет право не исполнять подобное требование налогового органа (в части информации о деятельности самого налогоплательщика).

Вместе с тем налоговый орган может не согласиться с мнением организации, что документы затребованы неправомерно, и привлечь ее к ответственности. Отказ лица от представления запрашиваемых в ходе налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность по ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Свою позицию организации придется отстаивать в суде. Отметим, что до настоящего момента судебная практика по этому вопросу не была единообразной. В некоторых решениях суды признают правомерным привлечение к ответственности за непредставление документов по требованию налогового органа, хотя запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика. В постановлении ФАС Поволжского округа от 07.04.2011 №А55-15446/2010 суд кассационной инстанции отметил, что «пределы оценки того, насколько документы (информация) касаются деятельности проверяемого налогоплательщика, законом не определены».

Аналогичная точка зрения содержится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 02.02.2011 № А55-10502/2010, от 18.01.2011 № А65-9605/2010 и Московского округа от 22.07.2011 № КА-А40/7621-11.

Однако полагаем, что привлечение к ответственности в данном случае будет неправомерным, поскольку налоговый орган не вправе требовать документы, касающиеся деятельности самого налогоплательщика. Такая позиция находит поддержку в судах.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2011 №А43-10932/2010 суд установил, что инспекция затребовала у налогоплательщика в том числе документы, подтверждающие приобретение организацией товаров, реализованных впоследствии проверяемому налогоплательщику.

Общество такие документы не представило, посчитав, что документы не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика, а касаются непосредственно деятельности общества. Суд такие действия общества поддержал, указав, что «неисполнение требования о представлении документов, не относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика, не может являться основанием для привлечения лица к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ».

Такой же вывод нашел отражение в постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2011 № Ф03-930/2011 и Поволжского округа от 02.08.2011 № А65-18729/2010.

Кроме того, помочь организации в отстаивании своей позиции в суде может ссылка на постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2011 № 5355/11. Текст этого постановления пока не опубликован, но на заседании Президиума ВАС РФ было оставлено в силе постановление суда апелляционной инстанции, в котором решение инспекции о привлечении к ответственности было признано недействительным. Суд отметил, что запрашиваемые документы не имели никакого отношения к проверяемому налогоплательщику, а следовательно, привлечение к ответственности за отказ от их представления неправомерно.

1 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 № 17АП-5133/2008-АК, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14), Северо-Западного округа от 26.07.2010 № А56-73206/2009, от 22.04.2011 № А56-36253/2010 и Поволжского округа от 28.04.2011 № А55-17604/2010.