Публичная оферта: право или обязанность?

| консультации | печать
В каких случаях приобретатель ценных бумаг должен делать обязательное предложение, а в каких — добровольное?

Поглощение компании путем приобретения крупных пакетов голосующих акций предусматривает использование для этих целей различных видов публичных оферт.

Публичная оферта – предложение неопределенному кругу лиц, выражающее волю сделавшего его лица заключить договор и содержащее все его существенные условия. Публичная оферта возможна как в письменной, так и в устной форме (по радио, телевидению, посредством микрофона и т.д.), однако при обязательном наличии в ней существенных условий договора (п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ).

Квалифицирующими признаками публичной оферты являются:

  • существенные условия договора;
  • намерение оферента заключить договор;
  • отсутствие адресности (это отличает публичную оферту от обычной, но в то же время отличает ее от рекламы и прочих предложений неограниченному кругу лиц, не являющихся офертой в строгом смысле слова и рассматриваемых лишь как предложения делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ)).

Институт публичной оферты, лишенной признака адресности, согласно концепции, заложенной в ГК РФ, призван обеспечить интересы участников оборота в случаях, когда оферта ориентирована на множество независимых акцептантов. Принятие предложения одним или несколькими акцептантами не поглощает оферту, а сохраняет ее на все обозначенное в ней время.

Предусмотрено несколько видов оферт, направляемых в ОАО:

  • добровольное предложение о приобретении эмиссионных ценных бумаг, соответствующее требованиям ст. 84.1 Федерального закона от 26.12.95 № 208—ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО);
  • добровольное предложение о приобретении обыкновенных и привилегированных голосующих акций, а также конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг, соответствующее требованиям п. 2—5 ст. 84.2 Закона об АО;
  • обязательное предложение о приобретении обыкновенных и привилегированных голосующих акций, а также эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в эти акции, соответствующее требованиям ст. 84.2 Закона об АО.

обратите внимание

Деление публичных оферт на добровольную и обязательную связано с ситуациями, когда потенциальный приобретатель вправе предложить продать ему ценные бумаги, и когда он обязан сделать такое предложение.

Особенность публичной оферты — стандартные условия приобретения ценных бумаг, единые для всех потенциальных акцептантов. Если направление оферты является реализацией обязанности оферента по возврату инвестиций остальным инвесторам, такая стандартизация обоснованна. Однако в большинстве случаев ценные бумаги приобретаются по инициативе оферента, поэтому данная особенность делает оферту малопривлекательной.