О порядке налогообложения субсидии, полученной на создание собственного дела налогоплательщиком, применяющим ЕНВД

Министерство финансов РФ письмо от 22.08.2011 № 03-11-11/214
| официальная переписка | печать

Вопрос:

В рамках программы по снижению напряженности на рынке труда центр занятости за счет средств субсидии из федерального бюджета выделил безработному физическому лицу, заключившему с указанным центром договор на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости, финансовую помощь в сумме 12-месячного максимального пособия по безработице в размере 58 800 руб.

Также в рамках вышеуказанной программы были дополнительно получены целевые средства в виде финансовой поддержки для создания дополнительных рабочих мест согласно договору, заключенному с центром занятости, в размере 58 800 руб.

Физическое лицо зарегистрировалось как ИП, в качестве основного вида деятельности указало деятельность, подпадающую под уплату ЕНВД. Заявление на постановку на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД и налоговые декларации по ЕНВД сданы в срок.

Обязано ли физлицо в связи с получением целевых средств представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ с указанием данных средств? Если да, то в каком разделе декларации необходимо указать полученные средства?

Возникает ли объект налогообложения по НДС в отношении оказания услуг в рамках реализации вышеуказанной программы?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке налогообложения субсидии, полученной на создание собственного дела налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п. 4 указанной статьи Кодекса уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход преду­сматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход).

Аналогичная норма предусмотрена п. 24 ст. 217 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемыми в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны.

В то же время субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам единого налога на вмененный доход на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, не признаются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, и поэтому данные суммы выплат подлежат налого­обложению у индивидуальных предпринимателей налогом на доходы физических лиц.

В связи с этим полученные в 2010 г. индивидуальным предпринимателем как безработным гражданином средства финансовой поддержки в виде субсидии на создание (открытие) собственного дела, а также в целях создания дополнительных рабочих мест подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с гл. 23 Кодекса независимо от того, что в отношении указанной деятельности предприниматель применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

При этом согласно п. 3 ст. 223 Кодекса указанные суммы учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

Указанные суммы выплат по общему правилу признаются доходом физических лиц только после осуществления расходов. Следовательно, суммы фактически произведенных в налоговом периоде суммы расходов, а также соответствующие им суммы доходов отражаются в п. 2.1 «Сумма дохода» и в п. 2.2 «Сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета» разд. 2 «Показатели, используемые для расчета налоговой базы и суммы налога» листа В формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

В случае нарушения условий получения выплат такие суммы в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов данного налогового периода.

Также следует отметить, что исходя из пп. 11 п. 2 ст. 146 Кодекса в целях применения гл. 21 Кодекса не признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

На основании п. 4 ст. 5 Федерального закона от 05.04.2010 № 41-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие положений пп. 11 п. 2 ст. 146 Кодекса (в редакции данного Закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Таким образом, оказание услуг в рамках мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, осуществляемое с 1 января 2009 г., не облагается налогом на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное, в отношении средств финансовой поддержки в виде субсидий на создание (открытие) собственного дела, а также в целях создания дополнительных рабочих мест, полученных в рамках Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость не возникает.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин