Не зарегистрированный в Минюсте России правовой акт применять нельзя

| консультации | печать
Имеет ли право строительная организация при определении классов энергетической эффективности многоквартирного дома руководствоваться приказом Министерства регионального развития РФ «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», не зарегистрированным в Минюсте России? Определение классов энергоэффективности зданий предусмотрено правилами, утвержденными приказом Минрегиона России от 08.04.2011 № 161.

Нет, руководствоваться при осуществлении деятельности нормативно-правовым актом, который не зарегистрирован в Минюсте России, нельзя.

Какие правовые акты применять

Приказ Министерства регионального развития РФ «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» разработан во исполнение п. 2 постановления Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (далее — постановление № 18).

Согласно п. 1 указанного постановления в приложении к нему утверждены следующие нормативные документы:

1) Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений (далее — Правила);

2) Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (далее — Требования).

Для применения на практике положений названных документов Министерству регионального развития РФ необходимо было разработать дополнительные документы, детализирующие их и выполняющие по сути функции технических регламентов.

С целью реализации Требований разработан приказ Минрегиона России от 08.04.2011 № 161 «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома» (зарегистрирован в Минюсте России и действует).

Приказ, о котором идет речь в вопросе, разработан с целью реализации Правил, но пока не прошел регистрацию в Минюсте России.

Отметим, что постановление № 18 закрепляет лишь общие принципы применения и установления требований энергетической эффективности, правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов. Разработка практических положений (технических методик) для реализации указанных задач в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предписывалась Минрегиону России.

Конечно, обсуждаемый приказ и действующий приказ от 08.04.2011 № 161 взаимосвязаны, но не исключается применение одного без другого.

Если второй говорит об установленных классах энергетической эффективности для новых и реконструируемых зданий, то первый — о достижении определенного класса энергетической эффективности строительными организациями в результате проектирования и строительства вновь возводимых, реконструируемых, модернизируемых и капитально ремонтируемых зданий.

Как проект становится нормативным актом

Порядок и условия вступления в силу нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе приказов Минрегиона России, а также возможность их применения определяются двумя основными документами:

  • Указом Президента РФ от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;
  • постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Согласно ст. 8 и 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые должны пройти процедуру государственной регистрации в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не служат основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 детально регулирует порядок подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти, условия, при которых они подлежат государственной регистрации в Мин­юсте России, порядок их опубликования и вступления в силу.

Так, нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, исполняются только после их регистрации и официального опубликования (п. 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации).

Отметим, что в данный момент Минэкономразвития РФ осуществляет оценку регулирующего воздействия обсуждаемого приказа.