О порядке исчисления и уплаты земельного налога

Министерство финансов РФ письмо от 05.05.2011 № 03-05-06-02-40
| официальная переписка | печать

На земельном участке с разрешенным видом использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки» построен ресторанный комплекс. При этом вид разрешенного использования земельного участка не изменен. Должно ли физлицо уплачивать в отношении ресторанного комплекса и земельного участка земельный налог и налог на имущество физлиц?

Вправе ли правообладатель земельного участка, предназначенного для размещения домов индивидуальной жилой застройки, использовать участок не в соответствии с видом разрешенного использования, а именно построить на нем ресторанный комплекс?

К какому виду разрешенного использования относится земельный участок, на котором расположен ресторанный комплекс?

Как должна быть оформлена санитарно-защитная зона, установленная при ресторанном комплексе? Может ли выходить санитарно-защитная зона за пределы земельного участка, на котором расположен ресторанный комплекс?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает следующее.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено п. 1 указанной статьи Кодекса. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В связи с этим основанием для взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок.

При этом обращаем внимание, что согласно ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в течение срока, установленного федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон № 2003-1) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество.

Таким образом, если здание принадлежит физическому лицу на праве собственности, то в отношении этого здания должна осуществляться уплата налога на имущество физических лиц.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), является Минэкономразвития России.

Поэтому по вопросам, связанным с определением вида разрешенного использования земельного участка, а также с установлением санитарной защитной зоны, следует обращаться в Минэкономразвития России.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин