Областной МРОТ

| консультации | печать
В мае 2010 г. региональным соглашением по Рязанской области был установлен МРОТ для работников учреждений, не относящихся к государственной и муниципальной сферам, — 5800 руб. Теперь всех работодателей, даже не подписавших данное соглашение, обязывают платить установленную минимальную заработную плату. Может ли региональный закон быль главнее федерального закона, по которому МРОТ составляет 4330 руб. У нас нет возможности платить МРОТ 5800 руб. От суммы минимального оклада зависит и оплата труда других работников, то есть заработную плату нужно увеличить всем на 34%, что вообще нереально.

Вопрос присоединения работодателей к региональному соглашению о минимальном прожиточном минимуме урегулирован ст. 133.1 Трудового кодекса РФ. В ней предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться региональный МРОТ. Его размер не должен быть ниже федерального МРОТ.

Соблюдение регионального МРОТ обеспечивается работодателем, не относящимся к бюджетной сфере, за счет собственных средств. Однако работодатель вправе отказаться от присоединения к соглашению при соблюдении определенной процедуры.

Так, после заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти региона предлагает работодателям, осуществляющим деятельность в регионе и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Данное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом соглашения. То есть в официальном печатном издании публикуется не только соглашение по МРОТ, но и предложение о присоединении к нему.

В частности, региональное соглашение между правительством Рязанской области, Рязанским областным объединением организаций профсоюзов, объединением работодателей «Рязанская Ассоциация экономического сотрудничества предприятий» от 13.05.2010 «О минимальной заработной плате в Рязанской области на 2010 год» было опубликовано 22 мая 2010 г. в «Рязанских ведомостях», № 93. В том же номере было размещено письмо ГУ по труду и соцвопросам Рязанской области, в котором работодателям предлагалось присоединиться к соглашению.

Работодатель в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения может представить в уполномоченный орган региона мотивированный письменный отказ (в противном случае указанное соглашение считается распространенным на работодателя по умолчанию). К отказу прилагаются протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением. Если работодатель представил такой отказ в названный срок, то региональное соглашение по МРОТ на него не распространяется.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о МРОТ руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений данного региона. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Кроме того, копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Между тем законодатель и судебная система позаботились об интересах работодателя даже в том случае, если он пропустил срок отказа или по иным причинам попал под действие регионального соглашения о МРОТ, но не в состоянии платить работникам такую заработную плату.

На основании изложенного в Определении Верховного суда РФ от 23.07.2010 №75-В10-2 толкования ст. 129 ТК РФ можно сделать вывод, что в состав МРОТ включаются как собственно вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, так и компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). То есть работодатель помимо оклада имеет право включать в заработную плату доплаты и денежные компенсации, предусмотренные для его работников трудовым законодательством, отраслевыми соглашениями или трудовыми договорами. Следовательно, работодатель вправе устанавливать тарифную ставку оклада на уровне ниже не только регионального, но и федерального МРОТ. Единственное ограничение: сумма оклада и всех премий, надбавок, иных стимулирующих выплат, доплат и компенсаций за месяц должна быть не ниже того МРОТ, действие которого распространяется на работодателя.

Тем не менее надо помнить, что такое толкование судом норм трудового права противоречит Конституции РФ и основополагающим международным актам в сфере прав человека, а потому законность этого толкования является дискуссионной и может быть оспорена в международных судах (см.  статью "Как применять МРОТ"). Новая редакция ст. 129 ТК РФ в приведенной выше судебной интерпретации ухудшает положение низкооплачиваемых работников по сравнению с действовавшей ранее редакцией (в состав МРОТ включался только оклад), что противоречит принципам российского трудового права. Да и сама идея тарифной надбавки как стимула к повышению трудовой производительности при таком подходе нивелируется: действительно, зачем стараться зарабатывать премии и надбавки, если в итоге всем заплатят МРОТ?

Самим региональным соглашением может быть предусмотрено более узкое понимание перечня выплат, входящих в состав МРОТ. Например, региональным соглашением о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2008—2010 гг. установлен размер минимальной заработной платы без учета выплат компенсационного характера. Аналогичным соглашением Сахалинской области оговаривается, что в документе идет речь о сумме, получаемой работником после удержания НДФЛ. Однако в большинстве регионов, в том числе в Рязанской области, определение МРОТ не отличается от федерального.