С 14 по 20 марта расходы россиян на лекарства и медицинские товары выросли на 35,4%

| новости | печать

Расходы россиян на товары и услуги за период с 14 по 20 марта 2020 г., по данным лаборатории «СберДанные» и дивизиона «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка, продолжили расти высокими темпами. В этот раз в лидеры роста вышли, наконец, «Лекарства и медицинские товары».

По сравнению с предшествующими семью днями с 14 по 20 марта расходы населения на товары и услуги увеличились еще на 5,5%, притом, что ранее эксперты Сбербанка уже зафиксировали сильный скачок в 5,8%.

По сравнению с сопоставимым периодом 2019 г. всплеск за семь дней составляет 8,8% год к году. При этом авторы исследования сообщают, что все оценки включают в себя корректировку на сезонность и календарный фактор, а также на общий уровень цен.

Они отмечают, что в марте динамика расходов населения на товары и услуги принципиально изменилась. После сокращения на 0,3% год к году в реальном выражении в январе—феврале 2020 г. затем траты начали быстро расти. Если на протяжении недели с 23 по 29 марта объем продаж сохранится на текущих уровнях, то, по оценке аналитиков Сбербанка, прирост расходов за месяц в реальном выражении превысит 4% в годовом выражении. Без корректировки на инфляцию это соответствует более чем 6%. Даже более сильный рост, предполагают исследователи, продемонстрирует динамика розничного оборота, так как львиная доля дополнительного спроса сейчас приходится на товары, а не услуги.

Тем не менее, замечают они, это пока весьма предварительная оценка, которая основана на сильных допущениях. Нет уверенности в том, что наблюдаемые объемы потребления могут быть стабильными даже на коротком горизонте. Более точно, полагают эксперты Сбербанка, можно будет судить о результатах I квартала через неделю.

В исследуемом периоде они также отмечают сдвиги в структуре дополнительного спроса. Наибольший прирост расходов зафиксирован в категории «Лекарства и медицинские товары». С 14 по 20 марта траты здесь увеличились на 35,4% по сравнению с предыдущей неделей. В этом же периоде виден скачок в 8,3% в сегменте «Продовольственные магазины». В относительном выражении, поясняют исследователи, прирост может казаться не таким уж и впечатляющим, но это самая большая статья в деньгах. По их оценкам, дополнительные траты на продукты за неделю составили не менее 20 млрд руб.

Неделей ранее одной из главных статей дополнительных расходов была «Бытовая техника и электроника», но с 14 марта ажиотаж здесь пошел на спад. Падение составило 5,4% по сравнению с предшествующими семью днями, хотя покупки гаджетов пока остаются на повышенном уровне. В целом изменения в потребительском поведении постепенно меньше связаны с ослаблением рубля и больше — с угрозой коронавируса. Авторы исследования также отмечают, что категорий, где спрос увеличивается, стало заметно меньше: семь против двадцати неделей ранее. Даже по тем направлениям расходов, которые востребованы на карантине, наблюдается сокращение трат.

На фоне ажиотажного уровня потребительских трат наблюдается лишь умеренный рост спроса на наличные деньги. За неделю с 14 по 20 марта доля операций по получению средств практически не изменилась. В абсолютном выражении объем снятий растет, однако с высокой вероятностью для аналитиков Сбербанка, направляется на те же статьи расходов, которые были описаны ими выше. Признаков бегства в наличные средства в их данных нет. Это также указывает исследователям на то, что население в целом в первую очередь обеспокоено коронавирусом, последствиями сложившейся ситуации для реального сектора экономики и повседневного потребления.