Продажа Сбербанка ставит вопрос о доверии к российской макроэкономической политике

| новости | печать

S&P Global Ratings анализирует план российского правительства по продаже Центробанком контрольного пакета акций Сбербанка. В долгосрочном плане аналитики выявляют риски от этой операции.

Российское правительство уже заявило о намерении реализовать обсуждавшееся в течение долгого времени предложение о продаже ЦБ контрольного пакета акций ПАО Сбербанк. Декларируемая цель планируемой сделки — минимизировать воспринимаемый конфликт интересов Банка России, который одновременно выступает как регулятор Сбербанка и его контролирующий акционер.

Предлагаемая схема предусматривает, что правительство использует средства, аккумулированные в Фонде национального благосостояния (ФНБ), для покупки 50% акций (плюс одна акция) Сбербанка у Банка России (рыночная цена этой доли составляет около 44 млрд долл.), после чего Банк России выплатит часть полученной прибыли в федеральный бюджет как дивиденды.

«С нашей точки зрения, запланированная сделка обеспечит правительству гибкость для использования этих поступлений (около 1% ВВП) для покрытия части дополнительных бюджетных расходов, о которых было заявлено президентом Владимиром Путиным в его Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 г., и, насколько мы понимаем, использование этих средств может означать выход за ограничения действующей в настоящее время строгой бюджетной конструкции», - пишут аналитики S&P Global Ratings.

В соответствии с бюджетным правилом федеральный бюджет планируется исходя из консервативной базовой цены на нефть в 40 долл. / барр. (цена 2017 г., подлежащая ежегодной корректировке на 2%), а все нефтегазовые доходы от цены на нефть выше этого уровня аккумулируются в ФНБ и инвестируются в зарубежные активы. Бюджетное правило также предполагает, что дополнительные расходы могут быть профинансированы только за счет дополнительных ненефтегазовых доходов. При достижении объема ликвидных средств ФНБ уровня 7% ВВП правительство получает право не только инвестировать их во внешние активы с низким уровнем рисков, но и рассматривать другие варианты инвестиций. Вместе с тем оно не может использовать средства ФНБ для финансирования дополнительных бюджетных расходов — если цена на нефть не упадет ниже базового уровня.

Аналитики отмечают, что реализуя предложенную сделку по покупке акций Сбербанка, правительство не нарушит бюджетное правило, поскольку оно будет использовать средства ФНБ, превышающие 7% ВВП, в то время как дивиденды от Банка России формально не будут являться «нефтегазовыми доходами». «Тем не менее, с нашей точки зрения, эта трансакция де факто ослабит бюджетное правило, поскольку для финансирования дополнительных бюджетных расходов правительство будет в конечном счете использовать нефтегазовые доходы, что будет противоречить духу бюджетного правила, которое правительство четко соблюдало начиная с 2017 г.», - полагают аналитики.

При этом они отмечают, что не видят значительных макроэкономических или бюджетных рисков, связанных с предполагаемой сделкой. Благодаря многолетним мерам по консолидации бюджета цена на нефть, балансирующая федеральный бюджет на первичном уровне, снизилась до менее 50 долл. / барр. в 2019 г. — это один из самых низких уровней среди стран-экспортеров нефти и газа.

«Учитывая наш текущий прогноз относительно цен на нефть марки Брент – 60 долл. / барр. в 2020 г. и 55 долл. / барр. в 2021 г. и впоследствии, вряд ли можно ожидать сколько-нибудь серьезных рисков для бюджетной стабильности в среднесрочной перспективе. В 2020-2022 гг. правительство, вероятно, продолжит исполнять федеральный бюджет с профицитом, а государственный долг за вычетом ликвидных активов останется низким (в настоящее время около 3% ВВП), даже если исключить акции Сбербанка из оценки ликвидных активов правительства», - говорится в статье.

Аналитики замечают, что сделка не несет инфляционных рисков.

«С нашей точки зрения, объем сделки достаточно мал, чтобы привести к резкому скачку инфляции, поскольку дополнительные бюджетные расходы будут осуществлены в течение трех лет. Более того, это даже может способствовать возврату инфляции к целевому показателю в 4%, - пишут они. - Сделка также, скорее всего, не приведет к существенному восстановлению зависимости экономических и финансовых условий от динамики цен на нефть, поскольку, с нашей точки зрения, Банк России будет продавать иностранную валюту, полученную от ФНБ, на рынке в течение достаточно продолжительного времени – трех-семи лет».

В заключении своей работы аналитики говорят о риске.

«Мы полагаем, что ослабление бюджетного правила, даже если это временная ситуация, может стать первым шагом к ослаблению доверия к новой бюджетной конструкции – доверия, над повышением уровня которого правительство успешно работало в последние годы, - констатируют эксперты. - Это также подкрепляет нашу точку зрения относительно того, что опыт России с выполнением установленных правил макроэкономической политики остается непростым: правила часто ослабляются или отменяются по мере изменения внутренней или внешней конъюнктуры. Это ограничивает прозрачность и долгосрочную предсказуемость процесса принятия решений, что продолжает оставаться одним из ключевых ограничивающих факторов суверенного рейтинга России».