Запали на виски. Так и до сигар недалеко

| новости | печать

Исследовательский холдинг Ромир, отслеживающий потребительское поведение россиян в городах с населением от 100 000 человек, обнаружил увеличение потребления ими виски. Эксперты холдинга предположили, что это, в частности, вызвано резким подорожанием водки и ростом доходов, что переориентировало часть любителей крепкого алкоголя на виски.

По данным исследовательского холдинга Ромир в каждом третьем домохозяйстве городской России потребляют премиальный алкоголь. В I квартале текущего года по сравнению с IV кварталом 2012 г. было зафиксировано снижение уровня пенетрации виски (уменьшение количества домохозяйств, покупающих категорию товара) на 5%. Однако по другим параметрам был отмечен рост показателей — частота покупки, количество единоразово покупаемых бутылок, литраж и средний чек (см. таблицу).

В среднем за три месяца 2013 г. в каждом домохозяйстве, потребляющем виски, напиток был приобретён почти два раза. При этом в среднем за I квартал текущего года потребители виски приобрели 2,5 бутылки при аналогичном показателе в предновогодний период 2,2 бутылки.

При этом, как свидетельствуют полученные данные, россияне не увеличили количество покупаемых бутылок, компенсируя тем самым уменьшение литража. Наоборот, приобретенный литраж также увеличился с 1,2 литра в среднем на домохозяйство за IV квартал прошлого года до 1,5 литров в I квартале 2013 г. Увеличился также и средний чек на покупку солодового напитка. В I квартале текущего года он вырос на 8% по сравнению с предыдущим кварталом — с 1310 руб. до 1450 руб.

Подводя итог, эксперты Ромир констатируют общий рост категории за счёт увеличения числа покупок и числа покупаемых бутылок. Также они отмечают, что среди потребителей виски в I квартале текущего года по сравнению с концом 2012 г. на 5% увеличилась доля молодых покупателей 18-25 лет.

Не исключено, предполагают исследователи, что дают о себе знать последствия повышения цен на водку с 1 января текущего года. Согласно данным, полученным на основе Romir Household Panel, при всех прочих стабильных показателях пенетрация в категории не премиальной водки в I квартале 2013 г. упала на 5% по сравнению с предновогодним периодом. Т.е. можно предположить, что потребители уходят из категории, заменяя её чем-то другим. Как видно, крепнет потребление в категории виски. Также данные Romir Household Panel свидетельствуют о заметном росте в категории премиальной водки.

Эксперты алкогольного рынка ещё в 2012 г., в преддверии грядущего повышения цен на водку, предсказывали возможное переключение потребителей на более премиальную продукцию, такую как виски, коньки, текила и ром. Если уже сейчас в среднем бутылка не премиальной водки стоит порядка 200 рублей, а к 2014 году благодаря увеличению акциза повысится в среднем до 300 рублей, то не удивительно, делают вывод эксперты Ромир, что многие потребители ищут замену и останавливают свой выбор на импортных напитках. Чуть более высокий ценник виски, похоже, уже не смущает россиян — доходы населения растут, а вкусы развиваются и диверсифицируются.

К этому добавим, что ту же политику государство активно проводит и в отношении сигарет — поднять цены на них так, чтобы курильщикам тошно стало. Если верна аналогия с водкой и виски, то скоро вырастет потребление сигар. Лучше брать кубинские — самые ароматные и дорогие в мире.