Законопроект о ФКС принят во втором чтении

| новости | печать

Госдума приняла во втором чтении законопроект «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части регулирования государственных и муниципальных закупок).

Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ и направлен на повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, Госкорпорация «Росатом» вправе принимать нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок. Органы госвласти субъектов РФ, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, принимают свои правовые акты, регулирующие отношения в сфере закупок для государственных и мунициципальных нужд.

Для информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок в РФ создаётся и ведётся единая информационная система, с помощью которой участникам контрактной системы предоставляются соответствующие данные, осуществляется подача заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа и т.д.

Указанная система содержит: планы закупок, планы-графики, а также информацию об их реализации; информацию о закупках и об исполнении контрактов; реестр контрактов, заключённых заказчиками, реестр недобросовестных поставщиков; реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок и их результатов; результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок и т.д. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, публикуется на официальном сайте. Между участниками контрактной системы допускается обмен электронными документами, в том числе подача заявок, окончательных предложений на участие в определении поставщика, все документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью.

Планирование закупок осуществляется заказчиками посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков. Особенности планирования закупок в рамках гособоронзаказа устанавливаются соответствующим федеральным законом. Планы закупок содержат следующую информацию: о целях закупок, наименованиях объектов закупок и их описание, а также объёмы закупаемых товаров, объём финансового обеспечения для осуществления закупок, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, обоснование закупок и др.

Планы закупок формируются на срок действия закона о федеральном бюджете и о бюджетах внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о региональном бюджете и о бюджетах территориальных внебюджетных фондов, а также правовых актов представительных органов местного самоуправления о местном бюджете. План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ. Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок.

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг госнужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Они формируются заказчиками в соответствии с планами закупок. В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием его характеристик; количество поставляемого товара, планируемые сроки (периодичность) поставки товара, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком; способ определения поставщика; срок (дата начала) процедуры закупки и др. План-график разрабатывается ежегодно на один год.

Установлено 5 методов определения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых рыночных цен.

Осуществление закупок производится заказчиками с использованием конкурентных способов определения поставщиков или путём закупки у единственного поставщика. Конкурентными способами являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. При наличии у 2-х и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Контракт с победителем совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком. Устанавливаются условия организации централизованных закупок.

По общему правилу, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого бизнеса, социально ориентированных НКО в размере не менее чем 15% совокупного годового объёма закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.

Цена заключаемого контракта, по общему правилу, является твёрдой и определяется на весь срок исполнения контракта. Изменение условий контракта не допускается. Если контракт заключается на срок более чем 3 года и цена контракта составляет более чем 100 млн руб., контракт должен включать в себя график исполнения контракта. В случаях, установленных данным законом, заказчик может заключить с поставщиком контракт в устной форме в порядке и на условиях, установленных ГК РФ.

Контракт может быть признан судом недействительным, если руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок состоят в браке с руководителями поставщика, являются близкими родственниками и если установлена личная заинтересованность данных должностных лиц заказчика в заключении контракта. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем 15 млн руб. и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем, в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса.

Заказчики, совокупный годовой объём закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., создают у себя контрактные службы. Для определения поставщиков, за исключением осуществления закупки у единственного поставщика, заказчик создаёт комиссию по осуществлению закупок. Заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения конкурса или аукциона.

Денежные средства, внесённые в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счёт оператора электронной площадки в банке. Доходы, полученные оператором электронной площадки от размещения таких денежных средств, подлежат выплате участникам электронных аукционов за период размещения указанных средств на счёте оператора электронной площадки в банке с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования на основании договора, заключённого оператором электронной площадки с каждым участником закупки при прохождении им аккредитации на электронной площадке.

Для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу либо своими силами, либо с помощью привлечённых экспертов. Участие таких экспертов обязательно в случае, если закупка осуществлялась у единственного поставщика.

Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации. Результаты мониторинга по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчёта, который представляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Правительство РФ. Аудит в сфере закупок осуществляется Счётной палатой РФ, контрольно-счётными органами субъектов РФ и контрольно-счётными органами муниципальных образований. Органы аудита в сфере закупок обобщают результаты своей деятельности, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок.

Контроль в сфере закупок осуществляется определёнными в законе государственными и муниципальными органами в отношении: заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок. В отношении каждого из этих лиц плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в 6 месяцев. При выявлении нарушений контрольные органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, выдавать предписания об устранении нарушений, обращаться в суд с исками о признании состоявшихся закупок недействительными.

Установлены особенности осуществления отдельных видов закупок: заключение контрактов на энергосервис; заключение госконтрактов на оказание услуг связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка с единственным исполнителем; заключение госконтрактов при закупках товаров, работ, услуг, включаемых в гособоронзаказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв.

Предполагается, что закон вступит в силу с 01.01.2014, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.