Проект стандарта Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе

| формы отчётности | печать
Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе

I. Общие положения

1. Настоящие Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе (далее – Концептуальные основы) разработаны на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС), выпускаемых Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности для общественного сектора (КМСФООС) Международной федерации бухгалтеров.

КМСФООС разработал и выпустил для обсуждения проект Концептуальных основ финансовой отчетности в государственном секторе (http://launch.ifac.org/public-sector/projects/public-sector-conceptual-framework - адрес проекта на официальном сайте КМСФООС в сети Интернет), окончательное принятие которого предполагается в конце 2013 г.

В настоящее время концепции, на основе которых разрабатываются Международные стандарты финансовой отчетности для государственного сектора, изложены в самих стандартах. Цель разработки Концептуальных основ финансовой отчетности в государственном секторе – изложить в едином документе концепции подготовки и представления финансовой отчетности субъектами государственного сектора.

2. В разрабатываемых КМСФООС Концептуальных основах финансовой отчетности в общественном секторе планируется рассмотреть следующие вопросы:

· цели финансовой отчетности в общественном секторе;

· информация, отражаемая в финансовой отчетности в общественном секторе;

· качественные характеристики информации финансовой отчетности;

· характеристики отчитывающегося субъекта;

· определения и порядок признания элементов финансовой отчетности;

· оценка (измерение) элементов финансовой отчетности;

· представление и раскрытие информации в финансовой отчетности.

Настоящие Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе в дополнение к перечисленным выше охватывают следующие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому учету:

· основные правила ведения бухгалтерского учета (раздел VI настоящих Концептуальных основ);

· документирование операций субъектов государственного сектора (раздел VII настоящих Концептуальных основ);

· регистры бухгалтерского учета (раздел VIII настоящих Концептуальных основ);

· хранение документов и регистров бухгалтерского учета (раздел IX настоящих Концептуальных основ);

· инвентаризация имущества и обязательств (раздел X настоящих Концептуальных основ).

Указанные разделы не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности для государственного сектора и отражают требования, установленные законодательством Российской Федерации к ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской отчетности.

3. Настоящие Концептуальные основы определяют порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения субъектами государственного сектора Российской Федерации, а также их взаимоотношения с внешними пользователями информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Настоящие Концептуальные основы не применяются субъектами государственного сектора при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности специального назначения, отчетности, составляемой по требованию вышестоящих организаций, отчетности для внутренних целей, включая управленческую отчетность, налоговой отчетности, а также отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения.

4. В целях настоящих Концептуальных основ под государственным сектором Российской Федерации понимается сектор государственного управления, включающий органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные академии наук, государственные (муниципальные) учреждения.

В целях настоящих Концептуальных основ в состав государственного сектора Российской Федерации не включаются

· государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

· другие коммерческие предприятия, находящиеся полностью или частично в государственной (муниципальной) собственности (коммерческие организации с государственным участием);

· государственные корпорации, кроме Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в части составления и представления отчетности в соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»».

Определение государственного сектора в настоящих Концептуальных основах соответствует определению сектора государственного управления, используемому в Системе национальных счетов 2008 года (СНС 2008) и Руководстве по Статистике государственных финансов 2001 года (СГФ 2001).

В соответствии с СНС 2008 сектор государственного управления включает, главным образом, центральные органы государственного управления, региональные органы управления и местные органы управления, включая фонды социального обеспечения, учрежденные и контролируемые этими единицами. Кроме того, он включает некоммерческие организации, осуществляющие нерыночное производство, которые контролируются органами государственного управления или фондами социального обеспечения[1].

В соответствии с Руководством по СГФ 2001 г. сектор государственного управления включает все государственные единицы и все нерыночные некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые государственными единицами[2]. Государственные единицы (единицы органов государственного управления) – это институциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве своего основного вида деятельности[3].

5. Бухгалтерская (финансовая) отчетность общего назначения субъектов государственного сектора предназначена для внешних пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые не обладают правом требовать от субъектов государственного сектора раскрытия специальной информации для удовлетворения своих информационных потребностей.

К пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения относятся граждане Российской Федерации, которые получают услуги от органов власти и других субъектов государственного сектора и предоставляют им свои ресурсы, другие получатели услуг и поставщики ресурсов субъектам государственного сектора, а также руководители органов законодательной и исполнительной власти и управления, органов финансового контроля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, представительные органы и органы местного самоуправления муниципальных образований, кредиторы, инвесторы, заемщики, руководители и работники субъектов государственного сектора и другие заинтересованные пользователи.

Круг пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения отличается от пользователей информации, сформированной в соответствии с Системой национальных счетов и Статистикой государственных финансов.

СНС 2008 г. не дает непосредственного определения пользователей данных системы национальных счетов. СНС предназначена для экономического анализа, принятия решений и разработки экономической политики[4].Ряд ключевых агрегатов СНС, такие как ВВП и ВВП на душу населения, стали общеизвестными и широко используются аналитиками, политическими деятелями, прессой, бизнес-сообществом и обществом в целом как обобщающие, глобальные индикаторы экономической деятельности и благосостояния. СНС используется для представления в международные организации данных национальных счетов, которые соответствуют стандартным, принятым на международном уровне концепциям, определениям и классификациям.Результаты таких сопоставлений используют экономисты, представители прессы, другие аналитики для оценки эффективности функционирования экономики той или иной страны в сравнении со странами аналогичного уровня экономического развития[5].

В соответствии с Руководством по СГФ 2001 г. главная цель Руководства заключается в том, чтобы обеспечить комплексную концептуальную и учетную основу, пригодную для анализа и оценки налогово-бюджетной политики, в особенности результатов деятельности сектора государственного управления и более широкого государственного сектора другой страны.

6. Органы власти и другие субъекты государственного сектора получают ресурсы от налогоплательщиков, финансирующих организаций, поставщиков и кредиторов для использования при оказании услуг (осуществления других функций, для исполнения которых они созданы) гражданам и обществу в целом. Субъекты государственного сектора несут ответственность за управление выделенными им ресурсами и их использование. Все перечисленные стороны для принятия решений нуждаются в информации о том, насколько использование ресурсов в прошлом было правильным, эффективным и результативным, а также о том, какие ресурсы необходимы в будущем для функционирования субъектов государственного сектора.

Законодательные и представительные органы также являются пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения, поскольку они представляют интересы как получателей услуг, так и поставщиков ресурсов для государственного сектора.

Кроме того, в бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения раскрывается информация, необходимая для органов власти – учредителей государственных и муниципальных учреждений, регулирующих и контролирующих организаций, аудиторов отчетности, вышестоящих организаций и учреждений и др.

Информация, представленная в бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения может быть также полезна для составителей статистической отчетности, в том числе в соответствии с СНС и СГФ, в качестве исходной информации для формирования статистических моделей, для оценки влияния государственной политики на экономическую деятельность и других видов экономического анализа.

7. Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения заинтересованы в следующей информации о деятельности субъектов государственного сектора:

· Были ли ресурсы получены и израсходованы субъектами в соответствии с бюджетом (сметой), утвержденным в установленном порядке?

· Были ли ресурсы получены и израсходованы субъектами в соответствии с юридическими и контрактными ограничениями?

· Оказывает ли субъект услуги (осуществляет другие функции, для исполнения которых он создан) экономично и эффективно?

· Каковы источники финансирования деятельность субъекта и достаточно ли у него денежных средств для осуществления деятельности и исполнения обязательств?

· Достаточны ли доходы субъекта за отчетный год для покрытия его затрат на оказание услуг (осуществление других функций, для исполнения которых он создан) в отчетном году?Была ли часть расходов на оказание услуг (осуществление других функций, для исполнения которых создан субъект) в отчетном году переложена на налогоплательщиков будущих периодов?

· Каким образом изменилась – улучшилась или ухудшилась – способность субъекта оказывать услуги (осуществлять другие функции, для исполнения которых он создан) по сравнению с предыдущим годом?

· Какие ресурсы доступны субъекту для осуществления расходов в будущем и любые ограничения на использование этих ресурсов, например, на их использование только в определенных целях?

8. Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения – представить пользователям отчетности информацию о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств субъектов государственного сектора за отчетный период, а также об использовании субъектами государственного сектора ресурсов и степени достижения ими поставленных целей деятельности по оказанию услуг (выполнению других функций, для осуществления которых они созданы).

Финансовое положение субъектов государственного сектора характеризуется находящимися в их распоряжении активами и принятыми ими обязательствами. Финансовые результаты деятельности субъектов государственного сектора характеризуются доходами и расходами указанных субъектов.

Бухгалтерскую (финансовую) отчетность общего назначения необходимо рассматривать в контексте другой информации, предоставляемой органами государственного управления (органами управления муниципальных образований) и другими субъектами государственного сектора в отношении текущей и планируемой деятельности соответствующих органов управления и субъектов государственного сектора и факторов, которые влияют на такую деятельность.

9. Цели бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения субъектов государственного сектора в некоторых аспектах отличаются от целей отчетности, формируемой в соответствии с требованиями систем статистического учета, таких как Система государственных финансов (СГФ), разработанная Международным Валютным фондом, и Система национальных счетов (СНС), разработанная Организацией Объединенных Наций.

Назначение системы СГФ – обеспечивать статистические данные, которые позволяют директивным органам и аналитикам последовательно и систематически изучать динамику финансовых операций, финансовой позиции и состояния ликвидности сектора государственного управления или государственного сектора.

Система национальных счетов (СНС) – это согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с четкими правилами ведения счетов и учета на макроуровне, основанными на принципах экономической теории.

Для принятия решений и обеспечения подотчетности субъектов государственного сектора заинтересованные пользователи могут использовать информацию, содержащуюся как в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов государственного сектора, так и в отчетности, сформированной в соответствии с требованиями СГФ и СНС.

Несмотря на использование стандартных терминов бухгалтерского учета для описания статистических систем СГФ и СНС, эти системы являются системами статистической отчетности, которая по многим важным аспектам отличается от системы бухгалтерской (финансовой) отчетности, из которой извлекается большая часть данных для статистической отчетности.

10. Отчитывающимися субъектами государственного сектора в целях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные академии наук, государственные (муниципальные) учреждения, обязанные формировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с настоящими Концептуальными основами, стандартами бухгалтерского учета в государственном секторе Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

Отчитывающимся субъектом государственного сектора может быть как отдельная организация, так и группа организаций, включающая контролирующую организацию и одну или более контролируемых организаций. Группа организаций может включать субъекты, преследующие как социальные, так и коммерческие цели.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность группы организаций государственного сектора является консолидированной финансовой отчетностью. Консолидированная финансовая отчетность представляет информацию таким образом, как если бы она была подготовлена одной организацией.

11. В целях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности контроль имеет место, если одна организация (контролирующая организация) обладает полномочиями и возможностями управлять финансовой и операционной политикой другой организации (контролируемой организации) таким образом, чтобы получать выгоды от ее деятельности. Для наличия контроля в целях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности не обязательно, чтобы контролирующая организация владела большей частью капитала контролируемой организации. Способность осуществлять контроль в целях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности должна быть реализуемой, т.е. контролирующая организация должна обладать указанными выше полномочиями, подтвержденными законом или каким-либо официальным соглашением.

12. СНС 2008 г. и СГФ 2001 г. используют понятие институциональной единицы, которое отличается от понятия отчитывающегося субъекта, используемого в настоящих Концептуальных основах. Институциональная единица в соответствии с СГФ 2001[6] – это экономическая структура, которая может от своего имени владеть активами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими структурами. СНС 2008 использует аналогичное определение институциональной единицы[7]. Обе статистические системы признают два основных вида структур, которые могут соответствовать критерию институциональной единицы: физические лица или группы физических лиц в форме домашних хозяйств и юридические лица или общественные организации[8].

СНС 2008 и СГФ 2001 используют понятие консолидация. В СНС 2008 консолидация рассматривается как особый случай взаимного погашения потоков и запасов, который следует отличать от других видов исчисления на чистой основе. Консолидация предполагает исключение тех операций или взаимосвязей между кредитором и дебитором, которые происходят между двумя хозяйствующими субъектами, принадлежащими к одному и тому же сектору или подсектору[9].

СГФ 2001 определяет консолидацию как метод представления статистики по некоторому набору институциональных единиц таким образом, как если бы они составляли одну единицу. В системе СГФ данные, представляемые по группе институциональных единиц, обычно консолидируются. В частности, на консолидированной основе представляется статистика сектора государственного управления и каждого из его подсекторов. Когда в представляемые данные включаются единицы государственного сектора, данные по государственным корпорациям (организациям) должны представляться двумя способами: в качестве отдельного сектора и вместе с единицами сектора государственного управления. В обоих случаях в рамках каждой группы статистика должна представляться на консолидированной основе[10].

Обе статистические системы не используют понятие контроля в целях формирования консолидированной информации.Таким образом, хотя процедуры формирования консолидированных данных являются идентичными для целей составления финансовой отчетности и отчетности в соответствии с СНС 2008 и СГФ 2001, группы субъектов, по которым должна представляться консолидированная информация, для целей формирования консолидированной финансовой и статистической отчетности определяются по-разному.

13. Субъекты государственного сектора обязаны публиковать финансовую (бухгалтерскую) отчетность в сроки и порядке, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

II. Требования к информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов государственного сектора

14. Информация, содержащаяся в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов государственного сектора, должна обладать следующими качественными характеристиками:

· Уместность;

· Существенность;

· Достоверное представление;

· Сопоставимость;

· Верификация (возможность проверки/подтверждения);

· Своевременность;

· Понятность.

Качественные характеристики делают информацию, представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов государственного сектора, полезной для пользователей. Указанными качественными характеристиками должна обладать информация, представленная как непосредственно в бухгалтерских (финансовых) отчетах субъектов государственного сектора, так и в пояснениях к ним.

Чтобы информация бухгалтерской (финансовой) отчетности была полезной для пользователей, она должна быть уместной (релевантной) и достоверно представлять финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств субъектов государственного сектора.

Ни достоверное представление нерелевантной информации, ни недостоверное представление релевантной информации не могут обеспечить полезность информации для принятия решений пользователями.

15. Информация является уместной, если она может повлиять на решения, принимаемые ее пользователями. Информация бухгалтерской (финансовой) отчетности может повлиять на решения, принимаемые пользователями, если она обладает предиктивной и/или подтверждающей ценностью.

Информация бухгалтерской (финансовой) отчетности обладает предиктивной ценностью, если она может использоваться для оценки будущих событий. Информация бухгалтерской (финансовой) отчетности обладает подтверждающей ценностью, если она может быть использована для подтверждения или корректировки ранее сделанных оценок. Например, информация о доходах отчетного периода может быть использована при прогнозировании доходов в следующих отчетных периодах, а также при сопоставлении запланированных и фактических доходов отчетного периода.

16. Информация является существенной, если ее отсутствие или искажение могут оказать влияние на решения пользователей или оценки, сделанные на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности. Вся существенная информация о финансовом положении, финансовых результатах деятельности, движении денежных средств субъектов государственного сектора должна отражаться непосредственно в их бухгалтерской (финансовой) отчетности или пояснениях к ней.

Существенность зависит от характера и величины показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности конкретного субъекта государственного сектора, оцениваемой в случае ее отсутствия или искажения, и/или характера и величины ошибки. Поэтому единый количественный критерий существенности информации для всех субъектов государственного сектора не устанавливается.

17. Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет информацию о деятельности субъектов государственного сектора в стоимостном выражении и в форме словесных описаний. Чтобы такая информация была полезной, она должна не только представлять релевантные данные, но и достоверно представлять те данные, которые, как ожидается, должны быть представлены в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Чтобы достоверно представлять информацию о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств субъектов государственного сектора, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть полной, нейтральной и свободной от ошибок.

Полная информация включает всю информацию, которая необходима, чтобы пользователи понимали отражаемые в отчетности факты хозяйственной жизни, включая необходимые описания и пояснения.

Информация является нейтральной, если отбор информации для представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности и представление такой информации осуществляются без предвзятости. Для соблюдения нейтральности информацию не следует намеренно выделять или, наоборот, представлять без выделения среди прочей информации, или иным образом манипулировать при представлении информации с целью обеспечить благоприятное, или наоборот, неблагоприятное мнение пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Достоверное представление не означает абсолютной точности во всех аспектах. Отсутствие ошибок означает, что при описании фактов и событий не допущены ошибки и не пропущена информация и отсутствуют ошибки при выборе и применении процессов и процедур для формирования отчетной информации.

Для того, чтобы информация достоверно представляла операции и другие факты хозяйственной жизни, она должна быть представлена в соответствии с сущностью сделок и других фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.

18. Предполагается, что соблюдение настоящих Концептуальных основ и действующих стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе Российской Федерации с дополнительным раскрытием информации при необходимости обеспечивает достоверное представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для обеспечения достоверного представления информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекты государственного сектора также должны:

· Формировать и применять учетную политику в соответствии со стандартом бухгалтерского учета в государственном секторе «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки»[11];

· Представлять в бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию, включая информацию об учетной политике, таким образом, чтобы обеспечить понятную, уместную, надежную и сопоставимую информацию;

· Обеспечить дополнительное раскрытие информации в тех случаях, когда соблюдение соответствующих требований стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе недостаточно для того, чтобы пользователи могли понять влияние конкретных операций, других фактов хозяйственной жизни и условий функционирования на финансовое положение и финансовые результаты деятельности субъектов государственного сектора.

Субъекты государственного сектора не могут компенсировать ненадлежащую учетную политику ни раскрытием применяемой учетной политики, ни примечаниями или иными пояснительными материалами.

19. Информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности является сопоставимой, если пользователи в состоянии идентифицировать сходства и различия между данной информацией и информацией в других отчетах.

Сопоставимость относится:

· К сравнению бухгалтерской (финансовой) отчетности разных организаций;

· К сравнению бухгалтерской (финансовой) отчетности одной и той же организации государственного сектора за различные периоды времени.

Сопоставимость бухгалтерской (финансовой) отчетности одной и той же организации государственного сектора за различные периоды времени достигается путем последовательного применения способов формирования, оценки и представления информации в отношении одних и тех же статей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации от периода к периоду.Хотя одни и те же факты хозяйственной жизни организации могут быть достоверно представлены различными способами, использование различных способов учета одних и тех же фактов хозяйственной жизни нарушает сопоставимость отчетной информации организации за различные периоды времени.

Сопоставимость бухгалтерской (финансовой) отчетности разных организаций достигается путем раскрытия применяемых организациями способов формирования, оценки и представления информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

20. Верификация информации означает возможность подтвердить ее достоверность.

Подтверждение информации может быть непосредственным и косвенным. Непосредственное подтверждение информации осуществляется путем прямого подсчета, например, при проведении инвентаризации имущества. Для косвенного подтверждения информации используются формулы, модели и иные подобные способы. Примером косвенного подтверждения может служить расчет стоимости материальных запасов на конец отчетного периода.

Подтвердить или опровергнуть достоверность пояснительной и прогнозной информации часто невозможно. Чтобы помочь пользователям решить, можно ли использовать такую информацию, как правило, необходимо раскрывать методы формирования такой информации и другие факторы и обстоятельства, подтверждающие эту информацию.

21. Своевременность означает, что информация должна быть доступна пользователям тогда, когда она может повлиять на принимаемые ими решения. Как правило, с течением времени полезность информации уменьшается. Однако в некоторых случаях информация остается полезной в течение длительного времени после окончания отчетного периода, например, для тех пользователей, которым необходимо идентифицировать и оценить тренды.

Если при представлении информации возникает неоправданная задержка, информация может потерять полезность. Для своевременного представления информации зачастую может быть необходимо сообщать ее до того, как станут известны все аспекты отдельных операций и других фактов хозяйственной жизни, вследствие чего снижается надежность информации. И наоборот, если представление информации откладывается до тех пор, пока не станут известны все аспекты отдельных операций и других фактов хозяйственной жизни, то информация может быть в максимальной степени достоверной, но малополезной для пользователей, которым необходимо было принимать решения ранее. Для достижения баланса между своевременностью и достоверностью главным фактором является удовлетворение потребностей пользователей информации при принятии решений.

22. Информация является понятной, если можно обоснованно предполагать, что пользователи в состоянии понять ее смысл. При этом предполагается, что пользователи обладают необходимыми знаниями о деятельности субъекта государственного сектора и условиях, в которых он функционирует, а также имеют желание изучать информацию. Тем не менее, даже хорошо информированным и желающим изучить информацию пользователям может понадобиться консультация эксперта для понимания информации о сложных экономических явлениях.

Информация о сложных вопросах не должна исключаться из бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов государственного сектора только на том основании, что она может быть слишком трудна для понимания некоторыми пользователями, поскольку при этом бухгалтерская (финансовая) отчетность станет неполной и, следовательно, может вводить пользователей в заблуждение.

Понятность информации обеспечивается посредством ее классификации, описания и представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

23. Затраты на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов государственного сектора не должны превышать выгоды и преимущества от использования этой информации.

Затраты на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности включают затраты на сбор и регистрацию такой информации, ее подтверждение, раскрытие используемых допущений и методологии формирования информации и затраты на представление информации пользователям. Пользователи также несут издержки в процессе анализа и интерпретации представленной информации. Отсутствие полезной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности также влечет за собой издержки, в частности издержки пользователей на получение необходимой информации из других источников и издержки, которые возникают вследствие принятия решений на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, в которой представлена неполная информация.

Большую часть затрат на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности несут субъекты, составляющие эту отчетность. Большую часть выгод и преимуществ от использования отчетной информации несут пользователи отчетности. Однако при принятии решений в отношении раскрытия или отсутствия раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов государственного сектора следует учитывать, что в конечном итоге все затраты на формирование и представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов государственного сектора несут такие пользователи отчетности как налогоплательщики и общество в целом, предоставляющие ресурсы для функционирования субъектов государственного сектора.

Кроме того, при принятии решений в отношении раскрытия или отсутствия раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов государственного сектора следует учитывать, что пользователями этой отчетности являются также руководители органов законодательной и исполнительной власти и управления, руководители субъектов государственного сектора. Раскрытие информации в соответствии с требованиями настоящих Концептуальных основ, национальных стандартов бухгалтерского учетав государственном секторе позволит им получать более прозрачную и достоверную информацию для принятия управленческих решений.

24. Информация, представленная в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов государственного сектора, должна в максимально возможной степени соответствовать всем качественным характеристикам. На практике зачастую необходим баланс или компромисс между качественными характеристиками для достижения целей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Соотношение между важностью отдельных характеристик в каждом конкретном случае является предметом профессионального суждения, однако при этом не должны снижаться уместность и достоверное представление информации, т.к. никакие качественные характеристики не сделают информацию полезной, если она не является релевантной или не обеспечивает достоверного представления финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств субъекта государственного сектора.

III. Элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности

25. Элементами бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов государственногосектора являются:

· Активы

· Обязательства

· Чистые активы

· Доходы

· Расходы

Активы, обязательства и чистые активы характеризуют финансовое положение субъекта государственного сектора. Доходы и расходы характеризуют результаты деятельности субъекта государственного сектора.

26. Активы субъекта государственного сектора – это ресурсы, контролируемые им в результате прошлых событий, от которых ожидается поступление субъекту экономических выгод или полезного потенциала.

Контроль субъектагосударственного сектора над активами имеет место, если субъект может использовать актив для получения будущих экономических выгод или полезного потенциала в процессе достижения своих целей и может исключить или иным образом регулировать доступ других субъектов к этим экономическим выгодам или полезному потенциалу.

Будущие экономические выгоды, заключенные в активах - это их способность самостоятельно или совместно с другими активами генерировать приток в субъект денежных средств (эквивалентов денежных средств) либо сокращать отток денежных средств (эквивалентов денежных средств) субъекта.

Полезный потенциал, заключенный в активах - это их способность самостоятельно или совместно с другими активами использоваться для оказания государственных (муниципальных) услуг (платных услуг, выполнения работ, производства продукции) и/или выполнения государственных (муниципальных) функций в соответствии с целями субъекта, не обеспечивая при этом притока субъекту денежных средств (эквивалентов денежных средств).

Актив обеспечивает приток в субъект будущих экономических выгод или полезного потенциала, если он:

· Используется самостоятельно или совместно с другими активами для целей оказания государственных (муниципальных) услуг(платных услуг, выполнения работ, производства продукции) и/или выполнения государственных (муниципальных) функций;

· Может быть обменен на другие активы;

· Может использоваться для погашения обязательств субъекта;

· Может быть распределен между собственниками субъектав форме изъятия прибыли или возврата вложенного капитала.

27. Обязательства субъекта государственного сектора – это существующая задолженность субъекта, возникшая в результате прошлых событий, урегулирование которой приведет к оттоку ресурсов субъекта, заключающих в себе экономические выгоды или полезный потенциал.

Обязательства субъекта государственного сектора возникают в силу закона, иного нормативного правового акта или договора.

Погашение обязательства может осуществляться в следующих формах:

· перечисление денежных средств;

· передача иных активов;

· оказание услуг (выполнение работ);

· замена обязательства другим обязательством;

· конвертация обязательства в капитал.

28. Чистые активы субъекта государственного сектора – это разница между активами и обязательствами субъекта на определенную дату. Чистые активы субъекта могут быть как положительными (превышение активов над обязательствами), так и отрицательными (превышение обязательств над активами).

29. Доходы субъекта государственного сектора – это валовые поступления субъекту экономических выгод или полезного потенциала за отчетный период, которые приводят к увеличению чистых активов субъекта, за исключением увеличения, связанного с вкладами собственников.

30. Расходы субъекта государственного сектора – это сокращение экономических выгод или полезного потенциала субъекта за отчетный период в виде оттока или потребления активов или возникновения обязательств, которое приводит к уменьшению чистых активов субъекта, за исключением уменьшения, связанного с распределением между собственниками субъекта в форме изъятия прибыли или возврата вложенного капитала.

31. Финансовый результат субъекта государственного сектора за отчетный период представляет собой прибыль (профицит) или убыток (дефицит).

32. Элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта государственного сектора признаются в его бухгалтерской (финансовой) отчетности при одновременном соблюдении следующих условий:

· соответствие определению одного из элементов (активы, обязательства, чистые активы, доходы и расходы);

· вероятность поступления или оттока будущих экономических выгод или полезного потенциала, связанного с данным элементом бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· возможность надежно измерить стоимость элемента бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Субъекты государственного сектора осуществляют признание (принятие к бухгалтерскому учету) активов, обязательств, доходов и расходов в порядке, установленном национальными стандартами бухгалтерского учета в государственном секторе. В случае отсутствия соответствующего национального стандарта бухгалтерского учета субъекты государственного сектора при признании активов, обязательств, доходов и расходов руководствуются настоящими Концептуальными основами.

Прекращение признания (списание) активов и обязательств субъектов государственного сектора осуществляется на дату, по состоянию на которую прекратилось соблюдение хотя бы одного из перечисленных выше условий.

Если стоимость активов, обязательств, доходов или расходов нельзя надежно измерить, они не могут быть признаны в балансе или отчете о результатах финансовой деятельности субъекта государственного сектора, но информация о них может раскрываться в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов государственного сектора в порядке, установленном национальными стандартами бухгалтерского учетав государственном секторе.

33. Активы признаются в балансе субъекта государственного сектора, если существует вероятность поступления будущих экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими активами, и можно надежно оценить стоимость этих активов.

Произведенные расходы не признаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта государственного сектора в качестве активов, а признаются в качестве убытков в отчете о финансовых результатах деятельности, если отсутствует вероятность поступления будущих экономических выгод или полезного потенциала в связи с этими расходами, даже если первоначально расходы осуществлялись с целью получить будущие экономические выгоды или полезный потенциал.

34. Обязательства признаются в балансе субъекта государственного сектора, если существует вероятность оттока ресурсов, заключающих в себе будущие экономические выгоды или полезный потенциал в связи с погашением обязательства, и стоимость обязательства можно надежно измерить.

Обязательства субъектов государственного сектора по оплате приобретенных материальных ценностей, работ, услуг отражаются в балансе по мере признания в балансе соответствующих ценностей, работ, услуг.

Обязательства субъектов государственного сектора, стоимость которых не может быть надежно измерена, отражаются в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта в форме описания характера таких обязательств и событий, которые повлекли за собой возникновения обязательств, а также причин, по которым стоимость обязательств не может быть надежно измерена.

35. Доходы признаются в отчете о финансовых результатах деятельности субъектов государственного сектора, когда произошел приток экономических выгод или полезногопотенциала субъекта в форме увеличения активов или уменьшения обязательств, и эти экономические выгоды или полезный потенциал могут быть надежно измерены.

Доходы отражаются в отчете о финансовых результатахдеятельности субъектов государственного сектора в тот период, когда они фактически получены, независимо от движения денежных средств в связи с их поступлением.

36. Расходы признаются в отчете о финансовых результатах деятельности субъектов государственного сектора, когда произошел отток экономических выгод или полезного потенциала субъекта в форме уменьшения активов или увеличения обязательств, и эти экономические выгоды или полезный потенциал могут быть надежно измерены.

Расходы, произведенные в связи с поступлением субъекту экономических выгод или полезного потенциала, признаются в отчете о финансовых результатах деятельности субъекта в том же отчетном периоде, когда признаны соответствующие доходы, для обеспечения сопоставления доходов и расходов. Если признание доходов в отчете о финансовых результатах деятельности производится в течение нескольких отчетных периодов, расходы должны быть распределены между теми же отчетными периодами на систематической и рациональной основе.

Расходы, с которыми не связано поступление субъекту экономических выгод или полезного потенциала, признаются в отчете о финансовых результатах деятельности субъекта в том отчетном периоде, когда они произведены.

Расходы, возникшие в случае признания субъектом государственного сектора обязательств, не связанных с поступлением субъекту активов или уменьшением других обязательств субъекта, признаются в отчете о финансовых результатах деятельности субъекта в том отчетном периоде, когда признаны соответствующие обязательства.

Расходы отражаются в отчете о финансовых результатах деятельности субъектов государственного сектора в тот период, когда они фактически произведены, независимо от движения денежных средств в связи с оплатой соответствующих расходов.

IV. Оценка элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности

37. Активы и обязательства субъектов государственного сектора оцениваются следующими способами:

· По первоначальной (исторической) стоимости;

· По текущей стоимости (стоимости замещения);

· По стоимости возможной реализации (погашения);

· По приведенной (дисконтированной) стоимости.

Первоначальная (историческая) стоимость используется субъектами государственного сектора при первоначальном признании (принятии к бухгалтерскому учету) активов и обязательств. Способы последующей оценки активов и обязательств субъектов государственного сектора устанавливаются соответствующими стандартами бухгалтерского учета в государственном секторе. При отсутствии соответствующих стандартов бухгалтерского учета субъекты государственного сектора для целей последующей оценки активов и обязательств руководствуются действующими нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, регулирующими порядок бухгалтерского учета и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях, бюджетного учета и отчетности.

СНС 2008 и СГФ 2001 требуют использовать текущую рыночную стоимость для оценки всех потоков и запасов[12].

38. Первоначальная (историческая) стоимость активов, приобретенных за плату по обменным операциям (т.е. операциям, предполагающим передачу в обмен на приобретенные активы приблизительно равной стоимости), равна фактически произведенным затратам на их приобретение и доведение до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Первоначальная (историческая) стоимость активов, созданных субъектом государственного сектора, равна фактически произведенным затратам на их создание и доведение до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Первоначальная (историческая) стоимость активов, полученных по необменным операциям, т.е. безвозмездно или за номинальную плату, определяется как их справедливая стоимость на дату приобретения.

Первоначальная (историческая) стоимость обязательств равна стоимости активов, в результате получения которых возникли обязательства. Первоначальная (историческая) стоимость обязательств, с возникновением которых не связано получение активов (например, налоговых обязательств) равна сумме денежных средств или их эквивалентов, которые необходимы для погашения этих обязательств.

39. Текущая стоимость (стоимость замещения) активов определяется как сумма денежных средств или их эквивалентов, которые необходимы для приобретения такого же или аналогичного актива на отчетную дату.

Текущая стоимость обязательств определяется как недисконтированная сумма денежных средств или их эквивалентов, которые необходимы для погашения обязательства на отчетную дату.

40. Стоимость возможной реализации активов определяется как сумма денежных средств или их эквивалентов, которые могут быть получены на отчетную дату при продаже актива в ходе обычных операций субъекта.

Стоимость возможного погашения обязательств определяется как недисконтированная сумма денежных средств или их эквивалентов, которые, как ожидается, будут уплачены при погашении обязательств в ходе обычных операций субъекта.

41. Приведенная (дисконтированная) стоимость активов определяется как дисконтированная стоимость будущих чистых поступлений денежных средств или полезного потенциала, ожидаемых от актива в ходе обычных операций субъекта.

Приведенная (дисконтированная) стоимость обязательств определяется как дисконтированная стоимость будущего чистого оттока денежных средств или полезного потенциала в связи с погашением обязательств в ходе обычных операций субъекта.

V. Основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения

42. Бухгалтерская (финансовая) отчетность общего назначения субъектов государственного сектора, если непосредственно в отчетах или пояснениях к ним не указано иное, формируется на основании следующих допущений:

· Допущение имущественной обособленности;

· Допущение непрерывности деятельности организации;

· Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

43. Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организаций государственного сектора существуют обособленно от активов и обязательств собственников имущества (учредителей) этих организаций и активов и обязательств других организаций.

Государственные (муниципальные) учреждения распоряжаются активами, закрепленными за ними собственниками и приобретенными в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и собственником (учредителем) учреждения.

Государственные (муниципальные) учреждения отвечают по своим обязательствам в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственники имущества казенных учреждений несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных учреждений в порядке, установленным Гражданским кодексом и Бюджетным кодексом Российской Федерации. Собственники имущества бюджетных и автономных учреждений не отвечают по обязательствам указанных учреждений. Государственные (муниципальные) учреждения не несут ответственности по обязательствам собственников имущества (учредителей) этих учреждений.

44. Допущение непрерывности деятельности организации означает, что организация будет продолжать свою деятельность и выполнять свои обязательства в обозримом будущем и у руководства организации отсутствуют намерения и/ или необходимость ликвидировать организацию или прекратить ее деятельность в обозримом будущем. При оценке соблюдения допущения непрерывности деятельности государственных (муниципальных) учреждений следует принимать во внимание планы и намерения собственников имущества (учредителей) в отношении продолжения или прекращения деятельности государственных (муниципальных) учреждений в обозримом будущем.

45. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что активы и обязательства, доходы и расходы субъектов государственного сектора отражаются в отчетности за тот отчетный период, когда имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и/или изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов, вне зависимости от поступления или оттока денежных средств в связи с этими фактами.

VI. Основные правила ведения бухгалтерского учета

46. Субъекты государственного сектора ведут бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 декабря2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», настоящими Концептуальными основами, стандартами бухгалтерского учета в государственном секторе, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях.

47. Субъекты государственного сектора ведут бухгалтерский учет активов, обязательств, доходов и расходов с использованием метода двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов утверждается субъектами государственного сектора на основе утвержденных Министерством финансов Российской Федерации:

· Плана счетов бюджетного учета,

· Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений,

· Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений

в зависимости от типа субъекта государственного сектора.

48. Бухгалтерский учет активов, обязательств, доходов и расходов субъектов государственного сектора ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.

VII. Документирование операций субъектов государственного сектора

49. Документирование операций (фактов хозяйственной деятельности)субъектов государственного сектора, ведение регистров бухгалтерского учета и формирование отчетности осуществляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

50. Активы, обязательства, доходы и расходы, а также изменяющие их операции субъектов государственного сектора отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов. В случаях, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами, субъекты государственного сектора могут формировать сводные учетные документы.

Требования главного бухгалтера[13]субъекта государственного сектора по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерскую службу субъекта документов и сведений обязательны для всех работниковсубъекта.

51. Первичные (сводные) учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами исполнительной власти. Первичные (сводные) учетные документы, унифицированные формы которых не утверждены в установленном порядке, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

· Наименование документа;

· Дату составления документа;

· Наименование организации (учреждения), от имени которой составлен документ, и ее идентификационные коды (если существуют);

· Содержание хозяйственной операции;

· Измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении;

· Наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

· Личные подписи и расшифровку подписей указанных лиц.

В зависимости от характера хозяйственных операций, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, стандартов бухгалтерского учетав государственном секторе, методический указаний по бухгалтерскому учету, в том числе с учетом особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации, субъект государственного сектора вправе включить в первичный (сводный) учетный документ дополнительные реквизиты.

52. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных (сводных) учетных документов утверждает руководитель субъекта государственного сектора по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются операции субъекта государственного сектора с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером субъекта или уполномоченными ими лицами.

Денежные и расчетные документы, документы, которыми оформляются операции с финансовыми вложениями, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту, принимаются к исполнению и бухгалтерскому учету только при наличии подписей руководителя и главного бухгалтера или уполномоченного им лица (за исключением документов, подписываемых руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, особенности оформления которых определяются законами и/или нормативными правовыми актами Российской Федерации).

В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтеромсубъекта государственного сектора денежные и расчетные документы, документы, которыми оформляются операции с финансовыми вложениями, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту, могут быть приняты к исполнению и бухгалтерскому учету на основании письменного распоряжения руководителя субъекта государственного сектора, который несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за последствия осуществления операций на основании указанных документов и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую (финансовую) отчетность субъекта государственного сектора.

53. Первичные учетные документы должны составляться в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании хозяйственной операции.

При реализации товаров, продукции, работ, услуг с применением контрольно-кассовых машин субъекты государственного секторавправе составлять сводный первичный документ на основании кассовых чеков не реже одного раза в день по его окончании.

54. Создание первичных (сводных) учетных документов, порядок и сроки их передачи в бухгалтерскую службу субъекта государственного сектора для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным субъектом графиком документооборота.

Своевременное и качественное оформление первичных (сводных) учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

55. Внесение исправлений в документы, оформляющие операции с денежными средствами в кассе субъекта государственного сектора и безналичными денежными средствами, не допускается.

Внесение исправлений в прочие первичные (сводные) учетные документы допускается по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц и надписью «Исправленному верить» или «Исправлено» с указанием даты внесения исправлений.

56. Первичные (сводные) учетные документы составляются на бумажных носителях или, при наличии технических возможностей, на машинных носителях с использованием электронно-цифровой подписи (электронные документы). Субъекты государственного сектора, сформировавшие электронные документы, обязаны изготавливать за свой счет копии таких документов на бумажных носителях по письменному запросу других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, суда и прокуратуры.

VIII. Регистры бухгалтерского учета

57. Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных (сводных) учетных документах, осуществляется в регистрах бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в книгах, журналах, карточках и/или, при наличии технической возможности, на машинных носителях в виде электронного регистра, содержащего электронную цифровую подпись. Регистры, составленные на бумажных носителях, подписывают лица, ответственные за их формирование.

Формы регистров бухгалтерского учета субъектов государственного сектора устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.При отсутствии утвержденных форм регистров бухгалтерского учета субъекты государственного сектора вправе разрабатывать необходимые для ведения бухгалтерского учета формы регистров самостоятельно. При выведении электронных регистров бухгалтерского учета на бумажный носитель допускается отличие выведенной на печать формы электронного регистра от формы, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, при условии, что реквизиты и показатели выходной формы электронного регистра содержат все обязательные реквизиты и показатели, предусмотренные в утвержденной форме.

58. Хозяйственные операции субъектов государственного сектора должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета

Отражение в регистрах бухгалтерского учета операцийсубъектов государственного сектора, сведения о которых составляют государственную тайну, должно осуществляться с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Лица, получившие доступ к регистрам бухгалтерского учета, содержащим государственную тайну, обязаны хранить ее и несут ответственность за разглашение государственной тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

59. Периодичность внесения записей в регистры бухгалтерского учета субъекта государственного сектора определяется субъектами самостоятельно и закрепляется в должностных инструкциях лиц, составляющих регистры, с учетом объема и периодичности совершения операций, формы организации бухгалтерской службы и численности ее персонала и графика документооборота.

Не допускаются пропуски или изъятия при отражении операций субъекта государственного сектора в регистрах бухгалтерского учета. Правильность, полноту и своевременность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Регистры бухгалтерского учета субъекта государственного сектора формируются с периодичностью, установленной графиком документооборота субъекта, но не реже 1 раза в месяц, если иное не установлено нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

60. При хранении регистров бухгалтерского учета, в том числе электронных регистров, должна обеспечиваться их защита от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации.

Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета осуществляется в порядке, установленном стандартом бухгалтерского учета в государственном секторе «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки», иными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

61. В случае, если законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, иными нормативными правовыми актами предусмотрено предоставление регистра бухгалтерского учета, хранение которого осуществляется в электронном виде органам государственной власти, местного самоуправления, органам Федерального казначейства Российской Федерации, органам, осуществляющим контроль, органам суда и прокуратуры, другим лицам, субъект государственного сектора обязан по требованию указанных органов и/или лиц распечатать электронный регистр бухгалтерского учета на бумажном носителе. Копия электронного регистра бухгалтерского учета на бумажном носителе удостоверяется подписью уполномоченного лица субъекта государственного сектора и заверяется его печатью.

IX. Хранение документов и регистров бухгалтерского учета

62. Субъект государственного сектора обязан обеспечить хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела в Российской Федерации, но не менее пяти лет после окончания отчетного года, в котором (за который) они составлены.

Документы учетной политики, другие документы, регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета субъекта государственного сектора, подлежат хранению не менее пяти лет после окончания года, для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за который они использовались последний раз.

При наличии технической возможности субъект государственного сектора вправе осуществлять хранение первичных (сводных) электронных документов и электронных регистров на машинных носителях с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об электронной цифровой подписи.

Хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, содержащих государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Ответственность за организацию хранения первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности несет руководитель субъекта государственного сектора.

63. Первичные (сводные) учетные документы, регистры бухгалтерского учета могут быть изъяты только уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами на основании их постановлений.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо субъекта государственного сектора вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов и/или регистров, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

X. Инвентаризация имущества и обязательств

64. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности активы и обязательства субъектагосударственного сектора подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств субъекта государственного сектора, которое сопоставляется с данными его регистров бухгалтерского учета.

Инвентаризация активов и обязательств проводится субъектом государственного сектора по основаниям, в сроки и в порядке, установленными учетной политикой субъекта, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным.

Проведение инвентаризации обязательно:

· При передаче имущества субъекта государственного сектора в аренду, выкупе, продаже, а также изменении типагосударственного (муниципального) учреждения;

· Перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта государственного сектора (за исключением имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). При этом инвентаризация библиотечных фондов может проводиться один раз в пять лет. В субъектах государственного сектора, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация материальных запасов (сырья и материалов, готовой продукции, товаров) может проводиться в период их наименьших остатков;

· При смене материально ответственных лиц;

· При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

· В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

· При реорганизации или ликвидации субъекта государственного сектора;

· В других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

65. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета субъекта государственного сектора подлежат отражению в бухгалтерском учете и отчетности того отчетного периода, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учетесубъектов государственного сектора в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

XI. Порядок применения Концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе

66. Настоящие Концептуальные основы должны применяться субъектами государственного сектора при ведении бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности, охватывающей период, начинающийся с 1 января года, следующего за годом утверждения настоящих Концептуальных основ нормативным правовым актом Министерства финансов Российской Федерации, если в данном нормативном правовом акте не установлено иное.

67. При наличии стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе Российской Федерации, регулирующих порядок признания, оценки и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и операций субъектов государственного сектора, применяются соответствующие стандарты.

При отсутствии в стандартах бухгалтерского учета в государственном секторе Российской Федерации положений, регулирующих порядок признания, оценки и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и операций субъектов государственного сектора, субъекты государственного сектора должны применять настоящие Концептуальные основы.



[1] Система национальных счетов 2008 года, параграф 4.30 (SNA 2008, 4.30 - http://unstats.un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008.pdf)

[2] Руководство по Статистике государственных финансов 2001 года, параграф 2.28. – Международный валютный фонд, 2001

[3] Там же, параграф 2.20

[4] Система национальных счетов 2008 года, параграф 1.4 (SNA 2008, 4.30 - http://unstats.un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008.pdf)

[5] Там же, параграфы 1.17, 1.33

[6] Руководство по Статистике государственных финансов 2001 года, параграф 2.11. – Международный валютный фонд, 2001

[7] Система национальных счетов 2008 года, параграф 4.2 (SNA 2008, 4.2 - http://unstats.un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008.pdf)

[8] Там же, параграф 4.3. Руководство по Статистике государственных финансов 2001 года, параграф 2.12. – Международный валютный фонд, 2001

[9] Система национальных счетов 2008 года, параграф 3.197(SNA 2008, 3.197 - http://unstats.un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008.pdf)

[10] Руководство по Статистике государственных финансов 2001 года, параграф 3.91. – Международный валютный фонд, 2001

[11] До вступления в силу стандарта бухгалтерского учета в государственном секторе «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки» субъекты государственного сектора при формировании и применении учетной политики должны руководствоваться приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»

[12] Руководство по Статистике государственных финансов 2001 года, параграф 3.73. – Международный валютный фонд, 2001. Система национальных счетов 2008 года, параграф 3.118 (SNA 2008, 3.118 - http://unstats.un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008.pdf)

[13] В случае ведения бухгалтерского учета на основании договора на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом под главным бухгалтером здесь и далее понимается руководитель соответствующей централизованной бухгалтерии, специализированной организации или уполномоченное им лицо или бухгалтер-специалист