О налогообложении дохода в виде процентов, выплаченного кипрской организации, фактическим правом на который обладает физлицо — резидент РФ

Министерство финансов РФ письмо от 18.09.2019 № 03-08-05/71790
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом от 17.07.2019 касательно порядка применения законодательства о налогах и сборах сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (далее — Соглашение) проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве.

При этом порядок и право на применение льгот, предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения, установлены статьями 7 и 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

В частности, абзацем первым пункта 4 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что при выплате доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо (лица), имеющее (имеющие) фактическое право на такие доходы, то доходы, выплачиваемые иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, считаются выплаченными лицу (лицам), имеющему (имеющим) фактическое право на выплачиваемые доходы.

Одновременно подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что, в случае если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), признается в соответствии с Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации — источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким образом, из пункта 4 указанной статьи следует, что, если доход от источников в Российской Федерации выплачивается лицу, постоянным местонахождением которого является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, но при этом такое лицо не является фактическим получателем дохода, к такому доходу не могут быть применены льготы, предусмотренные указанным международным договором, а применяются ставки, установленные положениями соответствующих глав части второй Кодекса.

Согласно пункту 1.1 статьи 312 Кодекса, в случае если в отношении доходов от источников в Российской Федерации иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица) признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов, положения международных договоров Российской Федерации и (или) Кодекса могут быть применены к иному лицу, если такое лицо имеет фактическое право на такие доходы.

В соответствии с пунктом 1.3 статьи 312 Кодекса установленные статьей 312 Кодекса особенности исчисления и уплаты налога с дохода, удерживаемого налоговым агентом в соответствии с главой 23 Кодекса, распространяются на исчисление и уплату налога российскими организациями, выплачивающими доход, также в случае, если фактическим получателем такого дохода признается физическое лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации. При этом применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса.

Таким образом, при соблюдении установленных условий не удерживается налог с иностранного лица, не имеющего фактического права на выплачиваемые доходы (их часть), однако согласно соответствующим положениям Кодекса в отношении дохода, получаемого физическим лицом, являющимся фактическим получателем дохода и налоговым резидентом Российской Федерации, соответствующий налог исчисляется и удерживается налоговым агентом.

Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате на основании пункта 4 статьи 226 Кодекса.

Аналогичный по сути порядок исчисления, удержания и уплаты налога налоговыми агентами предусмотрен положениями статьи 226.1 Кодекса в отношении доходов по операциям с ценными бумагами, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, по операциям РЕПО с ценными бумагами, по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, и по операциям займа ценными бумагами.

Учитывая вышеизложенное, при соблюдении установленных условий при выплате дохода иностранному получателю, фактическим правом на который обладает физическое лицо — налоговый резидент Российской Федерации, российский налоговый агент обязан удержать с суммы такой выплаты соответствующую сумму налога на доходы физических лиц.

В то же время обращаем внимание на то, что пунктом 1.5 статьи 312 Кодекса введен упрощенный порядок подтверждения статуса фактического получателя дохода для обоснования применения льготных ставок по международным соглашениям. Указанный порядок, в частности, применяется в отношении физических лиц.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
А. А. СМИРНОВ