О страховых взносах с вознаграждения членам совета директоров, являющимся гражданами Республики Беларусь

Министерство финансов РФ письмо от 29.12.2018 № 03-15-06/96593
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 13.11.2018 по вопросу начисления страховых взносов на вознаграждения членам совета директоров общества, являющимся гражданами Республики Беларусь, и сообщает следующее.

Из запроса следует, что граждане Республики Беларусь, являющиеся членами совета директоров, приезжают в Российскую Федерацию на заседание совета директоров несколько раз в год сроком пребывания не более 10 дней единовременно и получают вознаграждение.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 № № 1169-О и 1170-О установлено, что вознаграждения, производимые членам совета директоров общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению деятельностью общества, относятся к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и такие выплаты считаются осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров.

При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 422 Кодекса в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, облагаются только страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и страховыми взносами на обязательное медицинское страхование.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) обязательному пенсионному страхованию подлежат в том числе временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») и работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

На основании статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане обязательному медицинскому страхованию не подлежат.

Вместе с тем следует отметить, что пунктом 1 статьи 7 Кодекса, статьей 2 Федерального закона № 167-ФЗ и статьей 2 Федерального закона № 326-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 98 договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о ЕАЭС), участниками которого являются, в частности, Российская Федерация и Республика Беларусь, предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей, включающее в том числе обязательное медицинское страхование (пункт 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС), осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Поскольку Договор не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, и отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства, т.е. положения статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ.

При этом исходя из положений пункта 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС государством трудоустройства признается государство-член, на территории которого осуществляется трудовая деятельность, которая включает в себя в том числе деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора.

Таким образом, если граждане Республики Беларусь являются временно пребывающими иностранными гражданами на территории Российской Федерации, то они относятся к застрахованным лицам в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного медицинского страхования и с выплат в пользу таких граждан по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание управленческих услуг, уплачиваются страховые взносы на обязательное медицинское страхование и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН