О применении ПСН при оказании услуг по прокату

Министерство финансов РФ письмо от 30.11.2017 № 03-11-12/79319
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о применении патентной системы налогообложения и исходя из содержащегося в письме вопроса сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территории указанных субъектов Российской Федерации в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.43 Кодекса.

Согласно подпункту 40 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения может применяться в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по прокату.

В свою очередь, применение патентной системы налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 346.43 Кодекса не ограничивает сферу предпринимательской деятельности только оказанием услуг населению.

Исходя из этого индивидуальный предприниматель, при наличии патента на вид предпринимательской деятельности по оказанию услуг по прокату, может оказывать данные услуги как физическим, так и юридическим лицам.

При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 626 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) по договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование.

Сдача в субаренду имущества, предоставленного арендатору по договору проката, не допускается (пункт 2 статьи 631 Гражданского кодекса).

В то же время арендатор с согласия арендодателя вправе сдавать в субаренду (поднаем) имущество, предоставленное ему по договору аренды (лизинга) (пункт 2 статьи 615 Гражданского кодекса).

Соответственно, индивидуальный предприниматель может с согласия арендодателя передавать в прокат имущество, полученное по договору аренды (лизинга), и применять в отношении указанной предпринимательской деятельности патентную систему налогообложения.

Согласно пунктам 9 и 10 Положения о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), обеспечивает Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России).

В связи с этим по вопросу отнесения конкретных видов деятельности к предпринимательской деятельности по прокату следует обращаться в Минэкономразвития России.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Р.А. СААКЯН