Об НДС и налоге на прибыль при ввозе российскими налогоплательщиками товаров в РФ из стран ЕС

Министерство финансов РФ письмо от 24.10.2017 № 03-07-08/69626
| официальная переписка | печать

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих ввоз и уплату налога.

Подпунктам «е» и «к» пункта 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137, предусмотрено, что в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» книги покупок, предназначенной для исчисления суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей вычету, указываются регистрационный номер таможенной декларации либо регистрационные номера таможенных деклараций через разделительный знак «;» (точка с запятой) на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, а в графе 7 «Номер и дата документа, подтверждающего уплату налога» — номер и дата документа, подтверждающего фактическую уплату налога таможенному органу.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные российскими налогоплательщиками таможенным органам по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации из стран Европейского Союза, подлежат вычету у российских налогоплательщиков после принятия указанных товаров на учет на основании документов, подтверждающих фактическую уплату налога, а также таможенных деклараций, подтверждающих ввоз товаров в Российскую Федерацию, при условии использования данных товаров в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому отсутствие у российских налогоплательщиков оригиналов транспортных документов, подтверждающих перемещение указанных товаров через границу Российской Федерации, в том числе оригиналов международной транспортной накладной (CMR), не может являться основанием для отказа в вычете соответствующих сумм налога.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с пунктом 1 статьи 252 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Согласно пункту 5 статьи 9 Закона № 402-ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Международная транспортная накладная (CMR) является документом, установленным Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19 мая 1956 года, который подтверждает факт перевозки груза и расходы, понесенные в связи с этой операцией.

Таким образом, с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом составленных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Следовательно, при исчислении налога на прибыль организаций не учитываются расходы на перевозку товаров, которые документально не подтверждены.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
О.Ф. Цибизова