Об НДФЛ и страховых взносах при выплате вознаграждения работникам представительства РФ в Республике Куба, а также при оплате им аренды, лечения и других их расходов

Министерство финансов РФ письмо от 09.06.2017 № 03-04-06/36291
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами доходов, получаемых сотрудниками организации, выполняющими работы по трудовым договорам за пределами Российской Федерации, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

1. Налог на доходы физических лиц

В соответствии с пунктом 2 статьи 209 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога производятся налоговым агентом в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Кодекса.

В случае если сотрудники организации - получатели доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, применяются положения подпункта 3 пункта 1 статьи 228 Кодекса, в соответствии с которыми физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации место работы является обязательным условием для включения в трудовой договор.

В этой связи, если место осуществления деятельности работников, указанное в трудовом договоре, определено за пределами Российской Федерации, соответственно, в рассматриваемом случае такая деятельность фактически осуществляется на территории Республики Куба, доходы за выполнение трудовых обязанностей, получаемые такими работниками, не признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации, с учетом положений статьи 209 Кодекса не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

Исходя из изложенного в отношении доходов сотрудников организации в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.

Суммы оплаты стоимости аренды жилых помещений и автотранспорта, лечения сотрудников, а также иных расходов не являются вознаграждением за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации и, поскольку выплачиваются российской организацией, относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

Налогообложение указанных доходов, являющихся доходами, полученными в натуральной форме, производится в соответствии с положениями статьи 211 Кодекса. При этом перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, содержится в статье 217 Кодекса.

2. Страховые взносы

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 главы 34 «Страховые взносы» Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования - от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) и от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ), производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ, пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ и статье 10 Федерального закона № 326-ФЗ к числу застрахованных лиц относятся граждане Российской Федерации, в частности, работающие по трудовым договорам.

Учитывая изложенное, работники, являющиеся гражданами Российской Федерации, занятые в представительстве российской организации в Республике Куба, являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации и, соответственно, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые и производимые указанным работникам в связи с деятельностью в представительстве российской организации на территории Республики Куба, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

Р.А.СААКЯН