Об учете МУП, применяющим УСН, субсидий, полученных от администрации городского поселения

Министерство финансов РФ письмо от 15.12.2014 № 03-11-06/2/64487
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмот­рел письмо о порядке учета муниципальным унитарным предприятием, применяющим упрощенную систему налого­обложения, средств, выделенных из бюджета, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации в соответствии со статьей 249 Кодекса и внереализационные доходы в соответствии со статьей 250 Кодекса. При этом не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.

Подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

При этом положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Кодекса не распространяются на доходы, полученные унитарным предприятием в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, включая реализацию товаров, работ, услуг или имущественных прав.

В соответствии с положениями статьи 41 Кодекса, закрепляющими принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 Кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с названной главой Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Статьей 249 Кодекса установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что средства, полу­чаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 № 15187/09.

Таким образом, в случае если субсидии получены муниципальным унитарным предприятием от собственника имущества — администрации городского поселения на компенсацию убытков от применения регулируемых цен (тарифов), то данные средства подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В случае выделения субсидии не в оплату стоимости реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для передающего лица, не на компенсацию убытков от применения регулируемых цен (тарифов), по мнению Департамента, средства в виде указанной субсидии не учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (подпункт 26 пункт 1 статьи 251 Кодекса).

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. СААКЯН