О переходе с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль, а также о применении нулевой ставки по налогу на прибыль

Министерство финансов РФ письмо от 21.03.2014 № 03-11-06/3/12317
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмот­рел письмо по вопросам применения положений гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и применения нулевой ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 7 ст. 346.6 Кодекса организации, которые уплачивали единый сельскохозяйственный налог, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления выполняют следующие правила:

1) признаются в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения единого сельскохозяйственного налога, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;

2) признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения единого сельскохозяйственного налога товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено гл. 25 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 1 п. 5 ст. 346.5 Кодекса при исчислении единого сельскохозяйственного налога датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

В связи с этим при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) после перехода на общий режим налогообложения в счет авансов, полученных в период уплаты единого сельскохозяйственного налога, при исчислении налога на прибыль организаций с использованием метода начисления стоимость этих товаров (работ, услуг) в состав доходов от реализации включаться не должна.

В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 346.5 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях гл. 26.1 Кодекса оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

При этом материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов, а также расходы на оплату труда, учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц.

Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

По этой причине стоимость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных в период применения режима налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, списанных в производство или реализованных после перехода на общий режим налогообложения, при исчислении налога на прибыль организаций учитываться не должна.

Также не должна учитываться при исчислении налога на прибыль организаций в составе затрат стоимость остатков готовой продукции, образовавшихся на дату перехода на общий режим налогообложения, а реализованных после перехода на данный режим налогообложения.

При этом затраты на погашение задолженности по заработной плате, налогам, сборам, взносам, образовавшейся в период уплаты единого сельскохозяйственного налога, осуществляемые после перехода на общий режим налогообложения, следует учитывать при исчислении налога на прибыль организаций.

В соответствии с п. 8 ст. 346.6 Кодекса, если организация переходит с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иные режимы налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) и имеет основные средства, расходы на приобретение которых не были полностью перенесены на расходы за период применения данной системы налогообложения, в учете на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств принимается как их остаточная стоимость, рассчитанная на момент перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, уменьшенная на сумму произведенных за период применения данного налога расходов, определенных в порядке, установленном п. 4 ст. 346.5 Кодекса.

Согласно п. 1.3 ст. 284 Кодекса для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 Кодекса, и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным п. 2 и пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 Кодекса, налоговая ставка по налогу на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

Таким образом, организация вправе применять ставку по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов, если она соответствует условиям вышеназванных пунктов ст. 346.2 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Р.А. СААКЯН