О применении положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральная налоговая служба письмо от 04.07.2013 № СА-4-9/12019@
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба в связи с подписанием Президентом Российской Федерации ­Федерального закона от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками) (далее — Закон), согласно которому вносятся существенные изменения в порядок досудебного урегулирования налоговых споров, сообщает следующее.

I. Изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс), вступающие в силу с 01.01.2014

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона и пункту 2 статьи 138 Кодекса все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действий или бездействия ее должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Досудебный порядок урегулирования споров по данным категориям жалоб считается соблюденным, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные Кодексом. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (пункты 2 и 3 статьи 138 Кодекса).

Акты ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действия или бездействие ее должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

II. Изменения в Кодекс, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона

1. В соответствии с положениями Закона сроки вступления в силу ­решений налоговых органов изменены:

  • с 10 дней на один месяц в отношении решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее — решение, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса), за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;
  • с 20 дней на один месяц в отношении решения, вынесенного в порядке статьи 101 Кодекса, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;
  • решение Федеральной налоговой службы, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

2. В соответствии с положениями статьи 101 и 138 Кодекса жалоба подается в вышестоящий налоговый орган. Новый порядок обжалования исключает возможность подачи жалобы вышестоящему должностному лицу.

3. Положениями статьи 101.2 Кодекса установлен порядок вступления в силу решения, вынесенного в порядке статьи 101 Кодекса.

В случае обжалования решения, вынесенного в порядке статьи 101 Кодекса, в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

В случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

4. Статья 138 Кодекса устанавливает понятия жалобы и апелляционной жалобы.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения, вынесенного в порядке статьи 101 Кодекса, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

5. В статье 138 Кодекса закреплено право повторного обращения с жалобой (апелляционной жалобой). Согласно пункту 6 статьи 138 Кодекса повторное обращение производится в сроки, установленные для подачи соответствующей жалобы. Основанием для повторного обращения, в том числе, может быть оставление жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 139.3 Кодекса.

Повторное обращение не допускается в случае, если до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части и ранее была подана жалоба по тем же основаниям (подпункты 3 и 4 пункта 1 статьи 139.3 Кодекса).

6. В статьях 139 и 139.1 Кодекса регламентирован порядок и сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы). Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. В свою очередь, налоговый орган обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

7. Кодексом изменены сроки на подачу жалобы. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Апелляционная жалоба на решение, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

В пункте 2 статьи 139 Кодекса предусмотрено право на обращение с жалобой в Федеральную налоговую службу.

Жалоба в Федеральную налоговую службу может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

8. В статье 139.2 Кодекса устанавливаются требования к форме и содержанию жалобы. Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.

В жалобе указываются:

■ фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

  • обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Положения статьи 139.2 Кодекса применяются также к апелляционным жалобам.

9. Статьей 139.3 Кодекса введены основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения. Согласно положениям статьи 139.3 Кодекса вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения полностью или в части, если установит, что:

  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации необходимо обратить внимание, что решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части принимается в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

10. В соответствии со статьей 140 Кодекса лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), вправе предоставлять дополнительные документы до принятия решения по соответствующей жалобе. При этом дополнительные документы по жалобам (апелляционным жалобам) на решения, вынесенные в порядке статьи 101 и статьи 101.4 Кодекса, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

11. Согласно пункту 2 статьи 140 Кодекса вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

В то же время положения пункта 2 статьи 140 Кодекса не применяются в случае, если вышестоящий налоговый орган установит по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке статьи 101 или статьи 101.4 Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

В таком случае вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение, рассмотреть материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 или статьей 101.4 Кодекса, то есть с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

При этом срок на принятие решения по такой жалобе (апелляционной жалобе) не должен превышать сроки, установленные статьей 140 Кодекса.

12. Статьей 140 Кодекса установлены исчерпывающие виды решений по результатам рассмотрения жалоб. По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;

4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

13. Кодексом изменены сроки на вынесение решений по жалобам. Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение налогового органа, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по иным жалобам принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

При этом налоговым органам необходимо обратить внимание на порядок исчисления сроков, установленный статьей 6.1 Кодекса.

14. Кодексом закреплена обязанность направления решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу). Данное решение вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

III. Переходные положения

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

В случае, если жалоба (апелляционная жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до дня вступления в силу Закона, применяются положения части первой Кодекса без учета изменений, внесенных Законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Таким образом, если решение, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, было вручено налогоплательщику до вступления в силу Закона и на момент вступления Закона в силу не истек срок на вступление соответствующего решения в силу, то такое решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения.

Руководителям Управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации необходимо обеспечить надлежащее исполнение положений Закона, в том числе неукоснительное соблюдение установленных сроков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С.А. Аракелов