О порядке налогообложения предпринимательской деятельности в сфере оказания парикмахерских услуг

Министерство финансов РФ письмо от 25.01.2013 № 03-11-11/31
| официальная переписка | печать

Вопрос: Физическое лицо планирует зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлять деятельность в сфере оказания парикмахерских услуг населению. В связи с этим будет арендовано нежилое помещение, расположенное на первом этаже многоэтажного жилого дома.

В связи с изменениями, внесенными в ОКУН, какую систему налогообложения вправе применять ИП в данном случае: систему налогообложения в виде ЕНВД, УСН или патентную систему налогообложения?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке налогообложения предпринимательской деятельности в сфере оказания парикмахерских услуг и на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

К бытовым услугам согласно ст. 346.27 Кодекса относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

С 1 апреля 2011 г. в Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН), Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1072-ст был внесен ряд изменений и поправок, в частности, в разд. 010000 "Бытовые услуги".

Так, наименование вида бытовых услуг по коду 019300 "Услуги парикмахерских" с 1 апреля 2011 г. заменено на "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения".

В то же время следует отметить, что с 1 августа 2010 г. действуют Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.2.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги" (далее - Санитарные правила), которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 59.

В соответствии с п. 2.1 указанных Санитарных правил организации коммунально-бытового назначения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям (в составе предприятий бытового обслуживания и общественных торговых центров, центров красоты и здоровья, бань, гостиниц и других общественных зданий).

Допускается размещение организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, на первых этажах жилых зданий при наличии изолированного входа от жилой части и автономной системы вентиляции, в подвальных и цокольных этажах зданий, в торговых центрах и комплексах без естественного освещения при условии соблюдения гигиенических требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата, использования ламп дневного света с улучшенной цветопередачей и выполнения мероприятий, предусмотренных гигиеническими требованиями к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.

Данные положения Санитарных правил, а также отсутствие классификации организаций коммунально-бытового назначения в действующем законодательстве позволяют сделать вывод, что каких-либо конкретных критериев (признаков) отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оказания парикмахерских и косметических услуг, к указанному типу организаций не предусмотрено.

Учитывая изложенное, предпринимательскую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, связанную с оказанием парикмахерских и косметических услуг, предусмотренных по коду 019300 ОКУН - "Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения", независимо от того, относятся такие хозяйствующие субъекты к организациям коммунально-бытового назначения или нет, в целях применения гл. 26.3 Кодекса следует относить к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, которая, соответственно, подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Кроме того, согласно пп. 3 п. 2 ст. 346.43 гл. 26.5 "Патентная система налогообложения" Кодекса индивидуальные предприниматели, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, вправе применять патентную систему налогообложения.

Одновременно обращаем внимание, что согласно п. 1 ст. 346.28 Кодекса (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") организации и индивидуальные предприниматели переходят с 1 января 2013 г. на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в добровольном порядке.

Таким образом, с 1 января 2013 г. индивидуальный предприниматель может самостоятельно выбирать режим налогообложения в отношении осуществляемых им видов предпринимательской деятельности: систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения.

Также сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

При этом в соответствии с Положением и Регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН