О налогообложении прибыли, получаемой общественной организацией по договору о спонсорской рекламе

Министерство финансов РФ письмо от 17.01.2013 № 03-03-06/4/5
| официальная переписка | печать

Вопрос: Межрегиональная общественная организация является некоммерческой организацией. Извлечение прибыли не является целью деятельности организации. Организация не осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), не занимается предпринимательской деятельностью, земельного участка не имеет и не арендует. Автотранспорта на балансе нет. В связи с этим налоговая декларация по НДС не представляется в налоговый орган.

Организация организует подготовку и проведение выставки художников. Для осуществления данной деятельности был подписан договор о спонсорской рекламе с банком на получение спонсорских средств в сумме 2 796 794 руб., включая НДС.

Каков порядок учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль данных спонсорских средств?

Ответ:

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций денежных средств, получаемых общественной организацией по договору о спонсорской рекламе, и сообщается следующее.

Согласно п. п. 9 и 10 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ) спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. При этом под спонсорской рекламой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Следовательно, спонсорский вклад имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера.

Согласно ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен ст. 251 НК РФ. Доход в виде спонсорского вклада в указанном перечне не поименован.

Учитывая изложенное, спонсорский вклад, полученный общественной организацией по договору о спонсорской рекламе, признается платой за рекламу и, соответственно, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций у спонсируемой организации как доход от оказания услуг за плату.

При этом расходы, понесенные общественной организацией в связи с оказанием услуг по договору о спонсорской рекламе, также учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при соответствии их критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин