О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Законопроект № 304493-5
Дата внесения в ГД РФ: 23.12.2009
Вид закона: Федеральный закон
Статус: внесение законопроекта в ГД
Инициаторы: Депутат ГД Валенчук Олег Дорианович
| законопроекты | печать

Статья 1. Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 27, ст. 3213; 2008, № 29, ст. 3418;) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 239 изложить в следующей редакции:

"1. Прекращение права собственности на здания, сооружения, или другое недвижимое имущество, расположенные на земельном участке, изымаемом для государственных и муниципальных нужд либо ввиду его ненадлежащего использования, осуществляется одновременно с таким изъятием в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.";

2) статью 279 изложить в следующей редакции:

"Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

1. Земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа у собственника или путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, расторжения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

2. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, определенные в соответствии с земельным законодательством.

3. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения иных прав на данный земельный участок.";

3) статью 280 изложить в следующей редакции:

"Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд

Лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, со дня опубликования решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд до прекращения данных прав могут владеть и пользоваться по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Собственник изымаемого земельного участка вправе также распоряжаться данным участком.

Однако названные лица несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных с новым строительством, реконструкцией зданий или иных улучшений на земельном участке в указанный период.";

4) статью 281 изложить в следующей редакции:

"Статья 281. Выкупная цена и убытки при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

1. За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его собственнику выплачивается выкупная цена.

В случае изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, у иных лиц, права которых предусмотрены пунктом 1 статьи 279 настоящего Кодекса, данным лицам оплачиваются убытки, причиненные таким изъятием. Сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с лицом, у которого изымается земельный участок.

2. При определении выкупной цены в нее включается рыночная стоимость земельного участка, а также все убытки, причиненные собственнику земельного участка. Определение рыночной цены земельных участков, а также убытков, причиняемых изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

3. По соглашению с лицом, у которого изымается земельный участок, ему может быть предоставлен иной земельный участок и (или) недвижимое имущество на условиях и в порядке, определенных федеральным законодательством.";

5) статью 282 изложить в следующей редакции:

"Статья 282. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда

Если собственник изымаемого земельного участка или лица, права которых предусмотрены пунктом 1 статьи 279 настоящего Кодекса, не согласны с решением об изъятии у них земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ними не достигнуто соглашение соответственно об условиях выкупа или об условиях возмещении убытков, допускается принудительный выкуп или принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, а также расторжение договора аренды. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение трех лет со дня опубликования решения об изъятии земельного участка.";

6) статью 283 признать утратившей силу.

7) статью 284 изложить в следующей редакции:

"Статья 284. Изъятие неиспользуемого земельного участка

Земельный участок может быть изъят в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо строительства и не используется для соответствующей цели. Основания и порядок признания земельного участка неиспользуемым для соответствующих целей определяются земельным законодательством.";

8) статью 285 изложить в следующей редакции:

"Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с грубым нарушением законодательства

Земельный участок может быть изъят, если его использование осуществляется с грубым нарушением закона, причиняющим существенный вред окружающей среде или плодородию почв.

Основания и порядок признания земельного участка используемым с грубым нарушением закона определяются земельным законодательством."

9) статью 286 изложить в следующей редакции:

"Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Ненадлежаще используемый земельный участок, то есть земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства либо для строительства, но не используемый для соответствующей цели, или земельный участок, используемый с грубым нарушением закона, изымается на основании решения суда посредством:

1) продажи земельного участка, находящегося в частной собственности, на публичных торгах в виде открытого аукциона, проводимых в соответствии со статьями 447 и 448 настоящего Кодекса;

2) прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, расторжения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном земельным законодательством.

10) статью 287 признать утратившей силу;

11) пункт 2 статьи 447 дополнить абзацем следующего содержания:

"Организатором торгов земельных участков, признанных судом ненадлежаще используемыми, является орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, по иску которого было принято данное судебное решение.".

Статья 2

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2004, № 41, ст. 3993; № 52, ст. 5276; 2005, № 1, ст. 17;, 2006, № 50; ст. 5282; № 52; ст. 5498; 2007, № 1, ст. 23,; № 45, ст. 5417; № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст. 2251; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3597; № 29, ст. 3582) следующие изменения:

1) в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи 9 слова ", в том числе путем выкупа," исключить;

2) в пункте 1 статьи 10 слова ", в том числе путем выкупа," исключить;

3) в пункте 1 статьи 11 слова ", в том числе путем выкупа," исключить;

4) в статье 11.2:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Земельные участки образуются путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, а также выдела из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности."

пункт 6 статьи 11.2. дополнить абзацем следующего содержания:

"Суд вправе принять решение об образовании земельного участка и условиях его образования независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков в случае, если земельный участок, подлежащий изъятию, должен быть образован в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо в связи обстоятельствами, указанными в пункте 5 и 7 статьи 54 настоящего Кодекса.";

5) дополнить статьей 1111 следующего содержания:

"Статья 11¹¹. Проект образования земельных участков

1. Проектом образования земельных участков является документ, определяющий границы образуемых земельных участков.

Проект образования земельных участков не составляется при наличии для данных земель утвержденных проектов межевания территории.

2. Проект образования земельных участков изготавливается кадастровым инженером по заказу любого лица.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления могут выступать заказчиками проектов образования земельных участков в целях:

1) предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

2) изъятия земельных участков;

3) осуществления перераспределения земельных участков с участием земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

4) оказания помощи гражданам при оформлении ими прав на земельные участки, являющиеся садовыми или огородными земельными участками, или являющиеся земельными участками сельскохозяйственного назначения, находящимися в собственности более пяти лиц.

3. Проект образования земельных участков состоит из графической и текстовой части. До утверждения названного проекта он должен быть сшит (сброшюрован) и скреплен печатью и подписью составившего его кадастрового инженера.

Форма проекта образования земельных участков может быть установлена органом нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений.

4. В графической части проекта образования земельных участков:

1) воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровых выписок о земельных участках, из которых предполагается образовать земельные участки;

2) указывается схематическое проектное местоположение границ образуемых земельных участков, либо границ их частей, либо участков уточняемых границ земельных участков, схема доступа к образуемым земельным участкам;

3) объекты местности, позволяющие понимать проектное местоположение земельных участков и условные обозначения;

4) границы обременений земельных участков (сервитут, публичный сервитут, залог и т.п.);

5) границы ограничений прав на земельные участки, в том числе, установленных решением об установлении зон с особыми условиями использования территорий).

5. В текстовой части проекта образования земельных участков приводятся:

1) полные имена (наименования) правообладателей земельных участков, из которых предполагается образовать земельные участки (далее - исходные земельные участки);

2) вид права на исходные земельные участки и реквизиты правоустанавливающих документов, подтверждающие данные права;

3) размер долей в праве общей собственности на исходный земельный участок, или расчет долей в праве собственности, если они не установлены в правоустанавливающих документах или установлены противоречиво;

4) полные имена (наименования) правообладателей образуемых земельных участков;

5) вид прав на образуемые земельные участки;

6) расчет размера долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки;

7) расчет площадей образуемых участков, в том числе исходя из почвенной ценности исходных и образуемых земельных участков в случае образования земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности более пяти лиц;

8) целевое назначение и разрешенное использование исходных и образуемых земельных участков с учетом сохраняемых, прекращаемых или изменяемых обременений и ограничений прав;

9) иные сведения, касающиеся вопросов образования земельных участков.

6. К проекту образования границ земельного участка прилагаются:

1) документы, содержащие сведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении исходных земельных участков;

2) копии правоустанавливающих документов на исходные земельные участки, если сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по данным участкам отсутствуют;

3) копии документов, использованных при составлении проекта (схемы землеустройства муниципального образования, схемы охраны земель, материалы почвенных обследований, решений органов исполнительной власти или органов местного самоуправления об установлении зон с особым условием использования территорий и т.п.);

4) техническое задание или предложения к проекту, утвержденные общим собранием участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения в случае проектирования земельных участков на данных землях путем раздела соответствующих земельных участков;

5) копии соглашений об образовании земельных участков, о перераспределении долей, установлении или упразднении сервитутов, и иных соглашений, заключаемых в связи с образованием земельных участков в соответствии с проектом;

6) копии документов об утверждении проекта образования земельного участка, за исключением случаев, когда утверждение осуществляется в виде надписи на проекте.

7. Проект образования земельных участков в связи с изъятием образуемых земельных участков для государственных или муниципальных нужд, может содержать не полные сведения о правообладателях исходных земельных участков.

Проект образования земельных участков в связи с выделом земельных долей в соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" может содержать не полные сведения в отношении правообладателей изменяемого земельного участка.

8. В случае, если заказчиком проекта образования земельных участков выступает исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления в целях, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, кадастровому инженеру должны быть предоставлены документы, предусмотренные подпунктами 1- 4 пункта 6 настоящей статьи, в том числе сведения, полученные из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

9. Проект образования земельных участков составляется в срок до шести месяцев со дня подписания договора с кадастровым инженером, если договором на осуществление кадастровых работ не установлено иное.

10. Проект образования земельных участков составляется с таким расчетом, чтобы правообладатели исходных земельных участков и заказчик кадастровых работ, если он не является правообладателем исходного земельного участка, могли ознакомиться с проектом до его утверждения и представить предложения по его доработке не менее чем за месяц до дня утверждения названного проекта.

О месте и порядке ознакомления с подготовленным проектом образования земельных участков кадастровый инженер подает сообщение в порядке, предусмотренном статьей 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

11. Проект образования земельных участков утверждается собственниками исходных земельных участков. Исключения составляют случаи, указанные в подпунктах 1-3 пункта 2 настоящей статьи, когда утверждение данного проекта осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, определенным федеральным законодательством.";

6) в пункте 7 статьи 23 слова ", в том числе путем выкупа," исключить;

7) в статье 30:

в пункте 2 "предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи" заменить словами "предусмотренных федеральными законами и настоящим Кодексом";

дополнить пунктами 2.4 и 2.5. следующего содержания:

"2.4 Предоставление земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в двухнедельный срок без торгов и предварительного согласования места размещения объекта по заявлению лица, уполномоченного осуществлять изъятие.

Предоставление названных участков осуществляется на условиях аренды, а лицам, указанным в статье 20 настоящего Кодекса - в постоянное (бессрочное) пользование. При предоставлении земельных участков в аренду, в случаях, указанных в настоящем пункте, годовой размер арендной платы установленной в размере равном 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, если законодательством не установлено иное.

2.5. Земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд, предоставляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, а в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не подлежит разграничению - исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии данного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2.4. настоящей статьи, принимается одновременно с решением о прекращении предыдущего права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, пожизненного наследуемого владения или о расторжении договора аренды. ";

8) в статье 31:

в пункте 3:

в абзаце втором слова "изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и" исключить;

в абзаце третьем слова "изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и" исключить;

пункт 4 признать утратившим силу;

пункта 5 изложить в следующей редакции:

"5. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты образования земельных участков.";

пункт 6 дополнить абзацами следующего содержания:

"В размещении объекта не может быть отказано, если его размещение предусмотрено утвержденными документами территориального планирования.

в пункте 7 слова "схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденного проекта образования земельных участков";

абзац второй пункта 8 исключить;

9) пункт 4 статьи 32 признать утратившим силу.

10) в пункте 4 статьи 34 слова "схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденный проект образования земельных участков";

11) в пункте 7 статьи 36 слова "схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" заменить словами "утвержденный проект образования земельных участков";

12) статью 39 признать утратившей силу;

13) статью 44 изложить в следующей редакции:

"Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок

1. Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу изъятия, реквизиции, конфискации земельного участка и по иным основаниям, установленным гражданским законодательством.

2. Право собственности на земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть прекращено в случаях, когда земельный участок используется с грубым нарушением законодательства, причиняющим существенный вред окружающей среде или плодородию почв, признаки которого определяются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять правовое регулирование в соответствующей области.

3. Находящийся в частной собственности земельный участок может быть изъят у его собственника, если он предназначении для строительства и в суде будет доказано, что:

  • по истечении трех лет со дня приобретения земельного участка данным собственником на земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства, созданные в установленном законом порядке, и данному собственнику не выдано разрешение на их строительство;
  • по истечении двух лет со дня окончания срока действия разрешения на строительство, выданного применительно к данному земельному участку, но не ранее, чем чрез три года со дня приобретения земельного участка таким собственником, на земельном участке отсутствуют созданные в установленном законом порядке объекты капитального строительства;


4. В случае если на день приобретения земельного участка собственником, такой земельный участок не был предназначен для строительства, указанные в пункте 3 настоящей статьи сроки исчисляются со дня изменения его разрешенного использования.

Правила пункта 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, предназначенные для размещения объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, а также на земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, находящиеся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении граждан.

5. Находящийся в частной собственности земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, может быть изъят у собственника, если в суде будет доказано, что в течение двух и более лет подряд с даты возникновения прав на земельный участок у такого собственника на нем не ведется сельскохозяйственное производство или иная связанная с сельскохозяйственным производством деятельность, в частности, на пашне не производятся работы, предусмотрены технологией возделывания сельскохозяйственных культур и обработки почвы, на сенокосах не производится сенокошение, на пастбищах не производится выпас скота.

С учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства в субъектах Российской Федерации и основных требований к ведению сельскохозяйственного производства, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, признаки неиспользования земельных участков устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

6. В сроки, указанные в пунктах 3 и 5 настоящей статьи, не включается время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств непреодолимой силы, исключающих такое использование.

Срок освоения земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, которые не включается в срок, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи, не может составлять более двух лет.";

14) статью 45 изложить в следующей редакции:

"Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок, на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются, в том числе принудительно, вследствие:

1) ненадлежащего использования земельного участка как это установлено применительно к принудительному прекращению права собственности на земельный участок пунктами 2, 3 и 5 статьи 44 настоящего Кодекса;

2) нарушения установленного соответствующими статьями 95 - 100 настоящего Кодекса режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

3) неоднократного невыполнения обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

4) систематической неуплаты земельного налога;

5) изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

6) реквизиции земельного участка;

7) принятия Правительством Российской Федерации решения о прекращении прав постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у федерального государственного учреждения или у федерального государственного унитарного предприятия;

8) принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у государственного учреждения или у государственного унитарного предприятия, учредителем которых является орган государственной власти данного субъекта Российской Федерации;

9) принятия органом местного самоуправления решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у муниципального учреждения или муниципального унитарного предприятия, учредителем которых является данный орган местного самоуправления;

10) в иных предусмотренных настоящим Кодексом и федеральными законами случаях.

3. Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимается судом, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и федеральными законами.";

15) статью 46 изложить в следующей редакции:

"Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка

1. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

2. Кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по требованию арендодателя в случае:

1) ненадлежащего использования земельного участка как это установлено применительно к принудительному прекращению права собственности на земельный участок пунктами 2, 3 и 5 статьи 44 настоящего Кодекса;

3) изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

4) реквизиции земельного участка;

5) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.";

16) в статье 49:

Изложить заголовок статьи в следующей редакции:

"Статья 49. Цели изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд"

Первый абзац пункта 1 изложить в следующей редакции: "1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в целях";

Пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьями 55 - 55-2 настоящего Кодекса";

17) статью 54 изложить в следующей редакции:

"Статья 54. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок ввиду ненадлежащего использования земельного участка

1. Принудительное прекращение права собственности, пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется после наложения административного взыскания в виде штрафа и при условии, что факты ненадлежащего использования земельного участка не устранены.

2. Одновременно с наложением административного взыскания орган, осуществляющий государственный или муниципальный земельный контроль, выносит предупреждение о допущенных правонарушениях лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.

Указанное предупреждение должно содержать:

  • указание на допущенное правонарушение;
  • срок, в течение которого правонарушение должно быть устранено;
  • указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения правонарушения;
  • иные необходимые условия.


Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Если правообладатель земельного участка в установленный срок не устранил правонарушение, указанное в предупреждении о допущенных правонарушениях, вынесший предупреждение орган направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный пунктом 4 настоящей статьи.

4. Материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования рассматриваются в трехмесячный срок:

  • исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности;
  • органом исполнительной власти города федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации – в случаях если ненадлежаще используемый земельный участок расположен в границах названных городов и не находиться в федеральной собственности.


5. По результатам рассмотрения материалов о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный пунктом 4 настоящей статьи, направляет в суд заявление в суд об изъятии земельного участка, которое должно содержать требование:

  • о разделе земельного участка, если ненадлежащее использование выявлено в отношении части земельного участка;
  • о продаже земельного участка с публичных торгов, если участок находится в частной собственности;
  • о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или о расторжении договора аренды, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности.


6. В отношении землепользователей или арендаторов земельных участков, признанных виновными в ненадлежащем использовании земельных участков и являющихся государственными (муниципальными) упреждениями или государственными (муниципальными) унитарными предприятиями или казенными предприятиями, прекращение прав на земельный участок осуществляется по решению об изъятии ненадлежаще используемого земельного участка, которое принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

7. В течение трех месяцев после вступления в силу решения суда об изъятии ненадлежаще используемого земельного участка или принятия решения об изъятии ненадлежаще используемого земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, подавший исковое заявление или принявший такое решение:

  • обеспечивает раздел земельного участка, если судом принято соответствующее решение или участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному (муниципальному) учреждению или государственному (муниципальному) унитарному предприятию;
  • направляет заявление о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
  • проводит публичные торги по продаже земельного участка в порядке установленном гражданским законодательством.


8. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, и стоимости кадастровых работ в связи с разделом земельного участка.

9. Если публичные торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность, по начальной цене публичных торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися. Земельный участок должен быть приобретен в случае необходимости его консервации.

10. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от предусмотренного статьей 76 настоящего Кодекса возмещения причиненного вреда.";

18) статью 55 изложить в следующей редакции:

"Статья 55. Порядок принятия решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

  • федеральных органов исполнительной власти уполномоченных Правительством Российской Федерации, в случае изъятия земельных участков для федеральных нужд;
  • исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае изъятия земельных участков для нужд субъекта Российской Федерации;
  • органов местного самоуправления, в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд.


2. Решение об изъятии земельных участков принимается на основании ходатайства юридического лица, в том числе органа государственной власти и органа местного самоуправления.

3. В ходатайстве об изъятии земельных участков должны быть указаны:

  • цели изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • реквизиты утвержденного документа территориального планирования, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд необходимо для реализации названного документа и не предполагает строительство капитальных объектов;
  • реквизиты утвержденной проекта планировки территории, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд необходимо для строительства капитальных объектов, местоположение которого определено такой документацией;
  • реквизиты решения о создании особо охраняемой природной территории, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд необходимо для создания данной территории;
  • реквизиты решения о предоставлении участка недр, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд необходимо для пользования недрами;
  • перечень кадастровых номеров земельных участков, полностью или частично затрагиваемых изъятием, а также перечень расположенных на них объектов недвижимости.


Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе указать в ходатайстве государственное или муниципальное учреждение, либо государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое должно быть наделено полномочиями по осуществлению изъятия земельных участков, если изъятие земельных участков осуществляется за счет средств государственного или местного бюджетов.

4. К ходатайству об изъятии земельных участков прилагаются выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости или письменный отказ в выдаче соответствующих сведений, обоснованный отсутствием таких сведений.

В случае отсутствия сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о таких земельных участках и находящихся на них объектах недвижимости, к ходатайству об изъятии земельных участков могут прилагаться копии иных документов, удостоверяющие права на изымаемые земельные участки и объекты недвижимости, расположенные на них.

5. Если для целей изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, необходимо осуществить образование земельных участков, к ходатайству об изъятии земельного участка прилагается копия утвержденного проекта межевания территории или проект образования земельных участков.

6. Ходатайство об изъятии земельных участков, основанное на утвержденном проекте планировки территории, не может быть подано позже семи лет со дня его утверждения.

7. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в срок не более чем десять рабочих дней со дня поступления ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее – ходатайство об изъятии земельных участков) возвращает указанное ходатайство без рассмотрения с указанием причины возврата в случае, если:

  • данный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не уполномочен принимать решение об изъятии земельных участков;
  • не представлены необходимые документы, предусмотренные настоящей статьей в качестве обязательного приложения к ходатайству об изъятии земельного участка.


8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в срок не более одного месяца со дня поступления ходатайства об изъятии земельных участков принимает решение об изъятии земельного участка или решение об отказе в удовлетворении такого ходатайства.

В случае если к ходатайству об изъятии земельных участков приложены документы, содержащие сведения о правах на все подлежащие изъятию земельные участки и расположенное на них недвижимое имущество, ходатайство об изъятии земельных участков рассматривается по существу.

В случае отсутствия сведений о правах на подлежащие изъятию земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество, в соответствии со статьёй 55-1 настоящего Кодекса осуществляется выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию.

Выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию, приостанавливает срок рассмотрения ходатайства об изъятии земельных участков не более чем на пять месяцев.

9. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления отказывает в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков в случаях, если:

  • заявлено об изъятии земельных участков, изъятие которых не допускается федеральными законами;
  • заявлено об изъятии земельных участков в целях, не предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами в качестве целей изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок является выморочным имуществом;
  • недвижимое имущество, расположенное на земельном участке является выморочным или бесхозяйным имуществом;
  • истек срок, указанный в пункте 6 настоящей статьи;
  • местоположение земельного участка предполагаемого к изъятию для государственных или муниципальных нужд, не предусмотрено хотя бы одним из перечисленных в пункте 3 настоящей статьи документов;
  • земельные участки, об изъятии которых подано ходатайство, находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на них не находятся объекты недвижимости, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц.


10. В решении об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее - решение об изъятии земельных участков) должны быть указаны:

  • цели изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд,
  • реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • наименование юридического лица, уполномоченного решением об изъятии земельных участков осуществлять действия по их изъятию для государственных или муниципальных нужд (далее – организация, осуществляющая изъятие земельного участка).
  • кадастровые номера подлежащих изъятию земельных участков и (или) кадастровые номера земельных участков, из которых будут образованы земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд.
  • кадастровые (инвентарные) номера или иное описание объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных нужд или муниципальных нужд.


11. Организацией, осуществляющей изъятие земельного участка, признается лицо, обратившееся с ходатайством об изъятии земельного участка, либо государственное или муниципальное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие, указанное в ходатайстве, поданном исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

12. Обязательным приложением к решению об изъятии земельных участков являются:

  • проект образования земельных участков, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать, а утвержденный проект межевания территории отсутствует;
  • акт об итогах рассмотрения заявлений об учете прав на недвижимое имущество, если осуществлялось выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.


13. Решение об изъятии земельных участков, является одновременно утверждением проекта образования земельных участков, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд.

14. Решение об изъятии земельных участков, в течение месяца со дня его принятия, подлежит размещению в сети «Интернет» на официальном сайте (при его наличии) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такое решение, а также опубликованию в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения предполагаемых к изъятию земельных участков.

15. Копия принятого решения направляется лицу, подавшему ходатайство об изъятии земельных участков, в течение десяти рабочих дней со дня вынесения решения.

В течение одного месяца со дня принятия копия решения об изъятии земельных участков направляется также правообладателям земельных участков по находящимся в государственном кадастре недвижимости адресам для связи с правообладателями. Если адрес для связи с правообладателями в государственном кадастре недвижимости представлен в виде электронной почты, владельцу такого адреса направляется электронное сообщение.

16. Решение об изъятии земельных участков может быть оспорено в суде.";

19) дополнить статьей 55-1 следующего содержания:

"Статья 55-1. Выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд

1. В случае отсутствия сведений о правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в пункте 1 статьи 55, обеспечивает выявление лиц, являющихся возможными правообладателями таких земельных участков.

2. Для выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, публикуются сообщения об изъятии земельных участков в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения изымаемых земельных участков. Опубликование данных сообщений может быть поручено государственному или муниципальному унитарному предприятию, либо государственному или муниципальному учреждению.

3. В сообщении об изъятии земельных участков указываются:

  • цели изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • лицо, ходатайствующее об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, и способ связи с ним;
  • реквизиты, документа, указанного в пункте 3 статьи 55 настоящего Кодекса, которым определяется местоположение земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд;
  • описание местоположения подлежащих изъятию земельных участков;
  • адрес, по которому заинтересованные лица могут ознакомиться с копией документа, указанного в пункте 3 статьи 55 настоящего Кодекса, которым определяется местоположение земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также с проектом образования земельных участков для целей их изъятия, получить разъяснения по вопросам изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и подать заявление об учете прав на земельные участки и расположенные на таких участках объекты недвижимого имущества (далее – заявление об учете прав на недвижимое имущество). При этом срок ознакомления с названными в настоящем пункте материалами не может быть менее двух месяцев.


4. Сообщение об изъятии земельных участков должно быть опубликовано в срок не более месяца со дня подачи ходатайства об изъятии земельных участков.

5. Лица, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, подают заявления об учете права на недвижимое имущество в трехмесячный срок со дня опубликования сообщения, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в котором указывают способ связи с ним, в том числе почтовый адрес.

К заявлению об учете прав на недвижимое имущество должны быть приложены копии правоустанавливающих документов.

6. Через четыре месяца со дня опубликования сообщения об изъятии земельных участков указанный в пункте 1 статьи 55 настоящего Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления составляет акт об итогах рассмотрения заявлений об учете прав на недвижимое имущество, в котором указываются:

  • лица, подавшие заявления об учете прав на земельные участки и способ связи с ними;
  • реквизиты документов, подтверждающих права на изымаемые земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости, поданные данными лицами.


7. Лицу, подавшему ходатайство об изъятии земельного участка, в десятидневный срок направляется копия данного акта и копии поступивших вместе с заявлением об учете прав на недвижимое имущество документов.";

20) дополнить статьей 55-2 следующего содержания:

"Статья 55-2. Полномочия организаций, осуществляющих изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в связи с и изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд

1. Организация, осуществляющая изъятие земельного участка, на основании решения об изъятии земельных участков:

  • выступает заказчиком кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков или кадастрового (технического) учета иных подлежащих изъятию объектов недвижимости, кадастровых работ по уточнению границ земельных участков, подлежащих изъятию;
  • выступает заказчиком кадастровых работ в отношении земельных участков и объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставление которых осуществляется взамен изымаемых;
  • обращается от имени правообладателя без доверенности с заявлением о проведении кадастрового учета земельных участков, подлежащих изъятию, или с заявлением об уточнении границ земельных участков подлежащих изъятию;
  • выступает заказчиком работ по оценке изымаемого земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости либо оценки прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и находящихся на нем объектов недвижимости, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
  • готовит и заключает соглашение о выкупе земельных участков или соглашения о возмещении убытков в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, либо соглашение о перераспределении земельных участков (далее – соглашение об изъятии недвижимости);
  • обращается без доверенности с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на изъятый земельный участок и объект недвижимости, если изъятие для государственных нужд осуществлялось путем выкупа земельного участка за счет средств соответственно федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального бюджета, а также о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных пунктом 8 статьи 55-3 случаях.


2. Организация, осуществляющая изъятие земельного участка, на основании решения об изъятии земельных участков вправе обратиться в суд с исками:

  • о принудительном выкупе земельных участков и объектов недвижимости;
  • о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, а также о расторжении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • об осуществлении перераспределения земельных участков и определении условий его проведения;
  • о разделе земельных участков в связи с их изъятием и определении условий их раздела, а также о принудительном выкупе или прекращении прав на образованные земельные участки.


3. Организация, осуществляющая изъятие земельного участка посредством его выкупа приобретает право собственности на данный земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости.

Организация, осуществляющая изъятие земельного участка, которая является государственным (муниципальным) учреждением или государственным (муниципальным) унитарным предприятием, приобретает права и обязанности от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При этом выдача доверенности не требуется.

4. Федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 55 настоящего Кодекса в связи с принятием решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд:

  • предоставляет земельные участки взамен изымаемых для государственных или муниципальных нужд из земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничивается;
  • принимает решения об образовании земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд, из земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, вне зависимости от наличия полномочий по образованию земельных участков, установленных пунктом 1 статьи 11.3 настоящего Кодекса;
  • принимает решения об образовании земельных участков, предоставляемых взамен земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд, из земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничивается;
  • заключает в соответствии с проектом образования изымаемых земельных участков соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования,
  • принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, расторгает договор аренды на земельный участок, находящийся в собственности соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также являющиеся земельными участками, государственная собственность на которые не разграничивается.


5. Если на земельном участке, в отношении которого было представлено ходатайство о его изъятии, было выявлено выморочное или бесхозяйное имущество, либо установлено, что сам земельный участок является выморочным, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в месячный срок обязан принять меры к обращению данного имущества в государственную или муниципальную собственность по заявлению лица, подавшего ходатайство об изъятии земельных участков.";

21) дополнить статьей 55-3 следующего содержания:

"Статья. 55-3. Осуществление изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд

1. Соглашение об изъятии недвижимости, предусматривающее выкуп недвижимости, заключается по правилам о заключении договора купли-продажи недвижимости, если иное не установлено настоящим Кодексом и федеральными законами.

В случае если решением об изъятии земельных участков предусмотрено образование земельных участков, предполагаемых к изъятию, в составе соглашения об изъятии недвижимости при необходимости готовятся также межевые планы образуемых земельных участков.

Соглашение об изъятии недвижимости не подлежат государственной регистрации.

2. Соглашение об изъятии недвижимости и акт оценки изымаемого земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости направляется организацией, осуществляющей изъятие земельных участков, лицу, у которого изымается земельный участок, по адресам для связи с правообладателями, указанным в сведениях государственного кадастра недвижимости, а в случае их отсутствия, - по адресам, указанным в акте об итогах рассмотрения заявлений об учете прав на недвижимое имущество или по адресам, ставшим известным из иных источников. В случаях изъятия земельного участка одновременно с жилым помещением правообладатели названных объектов недвижимости уведомляются дополнительно и по месту нахождения изымаемого жилого помещения.

Соглашение об изъятии недвижимости должно быть направлено в срок, не превышающий двух лет со дня опубликования решения об изъятии земельных участков.

3. Переход прав на земельные участки, и расположенные на них объекты недвижимости, к организации, осуществляющей изъятие земельного участка, регистрируется на основании соглашения об изъятии недвижимости.

В случае, если изъятие земельных участков и расположенные на них объектов недвижимости осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, соглашения об изъятии недвижимости является основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования соответственно.

4. Если по истечении шести месяцев после отправления соглашения об изъятии недвижимости не будут подписаны и переданы организации, осуществляющей изъятие земельного участка, названная организация вправе обратиться в суд с исками, указанными в пункте 2 статьи 55-2 настоящего Кодекса. Соответствующие иски могут быть поданы не ранее, чем через один год после опубликования решения об изъятии земельных участков, но не позднее трех лет со дня опубликования решения об изъятии земельных участков.

5. Принудительный выкуп либо прекращение прав на изымаемый земельный участок и объекты недвижимости, находящиеся на нем, для государственных или муниципальных нужд, а также принудительное образование земельных участков осуществляется на основании решения суда и при условии предварительного и равноценного возмещения.

6. Право пользования земельным участком и объектами недвижимости, находящимися на нем, сохраняется до шести месяцев у собственника жилого дома (части жилого дома), являющийся его единственным жилищем, независимо от перехода права собственности на данный земельный участок, если соглашением с собственником изъятого недвижимого имущества не определено иное.

7. Соглашение об изъятии недвижимости, заключаемое в связи с прекращением прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также копии актов о возмещении убытков, предусмотренных таким соглашением, направляются организацией, осуществляющей изъятие земельных участков, в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 4 статьи 55-2 настоящего Кодекса.

Данное соглашение должно быть направлено не позднее, чем три года со дня опубликования решения об изъятии земельного участка.

Акт о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подписывается организацией, осуществляющей изъятие земельных участков, и землепользователем, землевладельцем или арендатором изымаемого земельного участка.

Прекращение прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии акта, предусмотренного настоящим пунктом осуществляется на основании решения исполнительного органа государственный власти или органа местного самоуправления, указанного пункте 4 статьи 55-2 настоящего Кодекса. В иных случаях, прекращение названных прав определяется судом, на условиях, установленных судебным решением.

8. Исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 4 статьи 55-2 настоящего Кодекса. в месячный срок со дня получения соглашения об изъятии земельного участка и акта о возмещении в соответствии с таким соглашением убытков принимает решение о прекращении прав на изымаемые земельные участки и о предоставлении земельных участков организации,

22) в статье 57:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Убытки (реальный ущерб и упущенная выгода), возмещаются собственникам земельных участков, а в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, - землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков.";

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Возмещение выкупной цены, или убытков, причиненных изъятием земельных участков, осуществляется организацией, осуществляющей изъятие земельных участков. В случаях, когда названной организацией является исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, государственное (муниципальное) учреждение или предприятие, возмещение выкупной цены, а также убытков, причиненных изъятием земельных участков, осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета.

Возмещение иных убытков осуществляется лицом, их причинивших, за исключением случаев возмещения убытков, вызванных установлением охранных или санитарно-защитных зон. В указанных случаях убытки возмещаются лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных или санитарно-защитных зон.";

в) пункт 4 признать утратившим силу;

г) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Возмещение убытков осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, а их определение - в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.";

23) статью 63 изложить в следующей редакции:

"Статья 63. Защита интересов правообладателей земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд

1. В случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета предоставление земельного участка взамен изымаемого осуществляется по соглашению с собственником, землепользователем, землевладельцем или арендатором изымаемого земельного участка.

2. Земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изъятого для государственных или муниципальных нужд, безвозмездно и без предварительного согласования места размещения объекта.

По соглашению с собственником, землепользователем, землевладельцем или арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, у которого земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд, ему может быть предложен земельный участок, стоимость которого превышает сумму выкупной цены изымаемого земельного участка или размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом названные лица должны возместить разницу в цене при предоставлении ему земельного участка.

3. Предоставление земельного участка взамен изъятого земельного участка, находившегося на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, осуществляется без проведения торгов и без предварительного согласования места размещения объекта на праве:

  • постоянного (бессрочного) пользования - лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса;
  • собственности – гражданам, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность, а также организациям, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность;
  • аренды на срок 49 лет, если меньший срок не будет установлен по просьбе заинтересованного лица, - иным лицам.".


24) статью 71 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Органы, осуществляющие государственный или муниципальный земельный контроль, обязаны уведомлять органы местного самоуправления или органы государственной власти, указанные в пункте 4 статьи 54 настоящего Кодекса, о наличии признаков, указанных в пунктах 2, 3, 5 статьи 44 настоящего Кодекса, с представлением соответствующих подтверждающих документов и материалов в месячный срок со дня их обнаружения."

22) пункта 2 статьи 80 изложить в следующей редакции:

"2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1) в связи с приобретением земельного участка государством или муниципалитетом по основаниям, допускаемым федеральным законодательством, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд;

2) при прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, пожененного наследуемого владения или аренды на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

3) в связи с образованием земельных участков из земельных долей, находящихся в государственной или муниципальной собственности.".

23) пунктах 5 и 9 статьи 95 слова ", в том числе путем выкупа," исключить.

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2002, № 4, ст. 251; № 12, ст. 1093; № 46, ст. 4537; 2003, № 2, ст. 167; № 9, ст. 805; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 2, ст. 172; № 31, ст. 3456; 2007, № 7, ст. 834; № 29, ст. 3482; № 31, ст. 4016; 2008, № 27, ст. 3126, 2009, № 19, ст. 2281; № 29, ст. 3582) изменения, дополнив его статьей 11-1 следующего содержания:

"Статья 11-1. Особенности проведения оценки земельных участков и недвижимого имущества в случае его изъятия для государственных или муниципальных нужд и особенности определения размера убытков, причиняемых таким изъятием

При расчете рыночной стоимости земельного участка и (или) иного недвижимого имущества, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, в него включается стоимость всех неотделимых улучшений и принадлежностей данного земельного участка или иного объекта недвижимости. Если размер земельного участка уменьшается вследствие его перераспределения или раздела, необходимого в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, то стоимость изымаемой части исходного земельного участка определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка и рыночной стоимостью образованного земельного участка, остающегося не изъятым.

При расчете рыночной стоимости земельного участка и (или) иного недвижимого имущества, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, не подлежат учету изменения рыночной цены явившейся следствием:

  • осуществленных улучшений земельного участка или иного недвижимого имущества, выходящих за пределы разрешенного использования земельного участка и назначений, установленного для недвижимого имущества, в том числе осуществленных незаконно;
  • улучшений и строительства новых объектов недвижимости, осуществленных собственником и иным правообладателем после опубликования решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд или иного недвижимого имущества, за исключением тех случаев, когда это требовалось для текущего содержания недвижимого имущества или для предотвращения или устранения непредвиденного вреда недвижимому имуществу;
  • улучшений, противоречащих решению о резервировании земельных участков, если участок был зарезервирован;
  • изменения рыночной стоимости недвижимого имущества под влиянием планируемого размещения объекта, явившегося причиной изъятия недвижимой вещи.


При определении размера убытков, включаемых в состав выкупной цены земельных участков, или убытков, причиняемых изъятием земельного участка, в них включаются все причиненные изъятием земельного участка убытки, в том числе: убытки, связанные с переездом и обустройством на новом месте, убытки в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами. Однако в состав таких убытков не включаются:

  • убытки в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, если соответствующие документы не были представлены до подписания соглашения об изъятии недвижимости либо до вынесения решения судом об изъятии земельного участка (недвижимого имущества);
  • убытки по соглашениям, касающимся недвижимого имущества и самого изымаемого земельного участка, если такие соглашения были заключены после опубликования решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд с целью увеличения их рыночной стоимости.


Оценка земельного участка и иного недвижимого имущества осуществляется исходя из их разрешенного использования или назначения, установленного до принятия документов, явившихся основанием для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Результаты оценки изымаемого земельного участка или иного недвижимого имущества, а также определенный в результате оценки размер убытков, причиняемых изъятием таким изъятием, проведенной в течение года со дня опубликования решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, являются действительными до вступления в силу решения суда по искам об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд или до заключения соглашения об изъятии недвижимости.

При оценке рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридического лица, которое прекращается в связи с изъятием у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость такого права принимается равной рыночной стоимости права аренды данного земельного участка на установленный законом предельный срок. При оценке рыночной стоимости права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком гражданина, которое прекращается в связи с изъятием у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость такого права принимается равной рыночной стоимости права собственности на данный земельный участок."

Статья 4

Внести в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2006, № 52, ст. 5498) следующие изменения:

1) часть первую изложить в следующей редакции:

"1. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, решение об изъятии жилого помещения принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления."

2) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Решение об изъятии жилого помещения для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления в порядке, установленном для принятия решений об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, на котором находится данное жилое помещение. В случае если принимается решение об изъятии земельного участка, в границах которого находится изымаемое жилое помещение, то данные решения должны приниматься одновременно.";

3) часть 3 признать утратившей силу;

4) части 4 и 5 изложить в следующей редакции:

"4. Собственнику жилого помещения в течение шести месяцев со дня принятия решения об изъятии жилого помещения должны быть направлены документы об оценке принадлежащего ему жилого помещения и проект соглашения об его выкупе. Документы направляются по адресу собственника, определенного в соответствии с земельным законодательством, и дополнительно, - по адресу жилого помещения, если данные адреса различаются.

В случае если указанные соглашения не подписаны в течение шести месяцев со дня их отправления, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть подан не ранее одного года и не позже трех лет со дня опубликования решения об изъятии жилого помещения.

5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. "

5) в части 6 второе предложение исключить;

6) часть 9 изложить в следующей редакции:

"9. Принудительный выкупа жилого помещения по судебному решению возможен только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости изымаемого помещения. При этом право пользования жилым помещением сохраняется за прежним собственником, если у данного лица не имеется в собственности иных жилых помещений, до шести месяцев после выплаты собственнику изъятого жилого помещения выкупной цены или предоставления жилого помещения взамен изымаемого, независимо от перехода права собственности на данное жилое помещение, если соглашением с собственником жилого помещения не установлено иное.".

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

2. Правительству Российской Федерации привести свои акты в соответствии с настоящим Федеральным законом в течении одного года со дня его принятия.

2. Установить, что изъятие зданий, строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, разрешается осуществлять без изъятия земельного участка, в границах которого они расположены, при соблюдении следующих условий:

  • данный участок необходим для целей, допускающих его изъятие для государственных или муниципальных нужд;
  • данный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • у собственников названного недвижимого имущества, отсутствуют права на данный земельный участок.


3. Установить, что до 1 января 2015 года допускается подавать ходатайства об изъятии земельных участков, основанные на решении о предварительном согласовании места размещения объектов капитального строительства. В этом случае в ходатайстве допустимо указывать в качестве документа, обосновывающего местоположение объекта для размещения которого требуется изъятие земельного участка, решение о предварительном согласовании места размещения объектов капитального строительства.

4. Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, предполагающим изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается подавать до 1 июля 2012 года.

Данные заявления подаются органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, предусмотренными пунктом 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации.

Президент Российской Федерации